После нескольких лет высоких темпов экономического роста промышленный сектор российской экономики начинает впадать в состояние вялотекущей депрессии, хорошо знакомой по периоду 1995v1998 годов. Производство практически всех видов промышленных товаров или стабилизировалось, или сокращается. В первую очередь это относится к производству/добыче первичных ресурсов v природного газа, нефти, угля, электроэнергии и зерна.
Добыча газа «Газпромом» сокращается уже несколько лет подряд, и прошлый год не стал исключением. И если бы ему на помощь не пришли независимые производители газа, то упал бы и общий объем добычи. Но пока есть рост на скромные 2%. Еще хуже обстоят дела с углем. Там все прямо-таки рухнуло. Производство топливного угля сократилось на 6%, а коксующегося v на 5%. На фоне этих отраслей электроэнергетика выглядит оплотом стабильности. Производство электричества возросло. Правда, не на 1%, как говорили руководители РАО «ЕЭС», а на 1 млрд кВт-ч., хотя и такой рост по нынешним временам выглядит большой удачей. А вот с нефтью дела обстоят просто прекрасно. Добыча ее выросла на 8%, и это неудивительно v в условиях перегретой мировой нефтяной конъюнктуры. Тем не менее в 2003 году повторить такой же рост вряд ли получится, потому что экспортные возможности российской трубопроводной системы исчерпаны, а нарастить их можно будет только через несколько лет, возить же нефть на экспорт в цистернах по железной дороге, как это пытаются делать некоторые компании, очень накладно.
Увеличение или сокращение производства сырья влияет на внутреннюю экономику достаточно косвенно. Например, весь прирост добычи нефти может быть отправлен на экспорт. Поставки на внутренний рынок в этом случае не увеличатся. Более того, поставки на экспорт могут поддерживаться за счет сокращения внутреннего потребления, что имеет место с природным газом.
В то же время поставки энергоносителей на внутренний рынок являются критическими для всей экономики. Как известно, природный газ, уголь и мазут v основные виды топлива для производства электричества и тепла. И если сокращается выпуск топлива, то и производство энергии тоже падает, вслед за этим сокращаются ее поставки в промышленность. С другой стороны, есть и обратное влияние. Если промышленность не предъявляет спрос на электроэнергию, то и ее производители, в свою очередь, сокращают производство, снижая тем самым спрос на топливо. Такая же ситуация имеет место с газом и нефтью в качестве сырья для химической промышленности. Газ используется для производства удобрений, а нефть v для изготовления огромного комплекса самых разнообразных товаров. И если потребление нефти и газа как сырья для химической промышленности сокращается с падением поставок на внутренний рынок, то, значит, и химическая промышленность начинает буксовать.
Хотя производство первичных ресурсов v это важный показатель экономической ситуации, его недостаточно для полной ее оценки v ведь внутреннее потребление может уменьшиться, например, и вследствие использования ресурсосберегающих технологий. А это скорее свидетельство экономического роста, нежели спада. Поэтому данные о производстве первичных ресурсов надо дополнять цифрами о выпуске конечного продукта, то есть тех товаров, которые могут использоваться только для потребления населения. Таких товаров, разумеется, очень много, поэтому для простоты оценки мы решили взять показатели двух наиболее дорогостоящих v легковых автомобилей (производство) и жилья (ввод в действие). Если в стране экономический подъем, то происходит рост доходов населения, и у потребителей появляется возможность приобретать дорогостоящие товары длительного пользования. И наоборот, если в экономике спад, то продажи и, соответственно, производство этих товаров должно снижаться.
В производстве легковых автомобилей имеет место ярко выраженный спад. Выпуск продукции за год упал на 4%. АвтоВАЗ два раза останавливал конвейер, «Ижмаш» отправил рабочих в новогодние отпуска еще 21 декабря, а ГАЗ объявил о сокращении выпуска «Волг» еще в 2001 году, когда у него появились новые владельцы. Про застывший АЗЛК и говорить нечего. Эта тенденция продолжится и в 2003 году, так как автомобильные заводы по сравнению с прошлым годом снизили свою производственную программу. Это было вызвано, по словам заводчан, усилившейся конкуренцией со стороны импортных автомобилей. Все последние годы она была на высоком уровне, но особенно возросла во втором полугодии 2002 года, когда в ожидании повышения таможенных пошлин на подержанные иномарки автодилеры резко усилили ввоз этих машин и затоварились ими под завязку. Рост запасов импортных автомобилей привел к их дополнительному предложению с усилением ценовой конкуренции. После чего отечественные автомобилестроители не выдержали и отступили.
Это объяснение с позиции «внутреннего производителя», естественно, отражает не всю действительность. Кроме ускоренного ввоза подержанных иномарок, на внутреннее производство так же угнетающе могли действовать укрепление рубля относительно мировых валют, что стимулировало импорт, и рост доходов потенциальных потребителей, занятых в экспортных секторах экономики, что его тоже подталкивало вверх. Понятно, что с ростом доходов скорее хочется купить дорогую и качественную иностранную машину, чем более дешевую и менее качественную отечественную. Поэтому рост доходов газовиков, нефтяников и металлургов привел к падению спроса на товары внутреннего производства, что и почувствовала на себе в полной мере автомобильная промышленность.
Но в падении спроса есть и доля ее вины. Дело в том, что, поддавшись общему настроению, автопром стал предлагать рынку больше, чем рынок смог переварить. Например, мощности АвтоВАЗа рассчитаны на выпуск 710 тысяч автомобилей в год при двухсменной работе. Это три линии по 220 тысяч штук для выпуска «Жигулей», и 50 тысяч штук для выпуска «Нивы». Фактически завод выпускал в 1999 году 677 тысяч штук, 2000 году v 706 тысяч штук, 2001 v 768 тысяч штук, а на 2002 год запланировал 780 тысяч штук, но не выдержал напряжения и снизил планку до 700 тысяч. То есть два последних года завод выпускал машин больше, чем должен был для нормальной работы. И результат не замедлил сказаться. Рост выпуска продукции за счет интенсивного использования оборудования и удлинения рабочего времени не мог не привести к ухудшению качества продукции и росту ее стоимости. И если раньше покупатель это как-то терпел, то сейчас, в условиях роста предложения импорта, сопряженного с ростом доходов, он просто переключился на продукцию других производителей. И автогиганту на Волге срочно пришлось тормозить.
Конечно, нарастить выпуск продукции можно было и другим путем v за счет расширения мощностей. Но для этого нужны инвестиции, которых, увы, ни у акционеров завода, ни у обслуживающих его банков так и не нашлось.
Ввод в действие жилой площади демонстрирует несколько иную динамику: 1999 год v 32 млн. кв. м, 2000 год v 30 млн. кв. м, 2001 год v 31,7 млн. кв. м, 2002 год v 33,8 млн. кв. м. За прошедший год есть прирост в 6,6%, что отражает рост доходов, но и здесь увеличение предложения связано с импортом, пусть и несколько своеобразным. Это импорт рабочей силы из ближнего зарубежья. Именно она все активней и активней работает на стройках, производя достаточно высококачественный по европейским меркам строительный продукт. Это тот же случай, что и с автомобилями. До определенного предела российского покупателя устраивало наше качество, а после того, как этот предел оказался превышен, потребовалось иностранное. И поскольку жилые дома, в отличие от автомобилей, целиком импортировать нельзя, то их стали импортировать в виде услуг иностранных строителей.
Хотя ввод в действие жилья и демонстрирует рост, надо иметь в виду, что отрасль это крайне инерционная и на изменение в конъюнктуре реагирует с запозданием. Из приведенных выше данных видно, что на кризис 1998 года строители отреагировали только в 2000 году, сократив предложение на 6%. Поэтому и в нашем случае ждать быстрой реакции не приходиться v судить о том, сократился ли спрос на жилье, можно будет только по итогам 2003v2004 годов. Или по динамике цен на этом рынке.
Таким образом, экономическое состояние производственного сектора выглядит плачевным. Тем не менее на покупательной способности граждан это отражается слабо. Товарооборот с объемом предоставляемых платных услуг растет опережающими темпами по сравнению с ВВП (соответственно на 9% и 4%). Как такое может быть? Ведь за падением объемов производства должно происходит и падение доходов работающих. Но покупатели v это те же самые работающие.
Что касается товарного наполнения товарооборота, то здесь все понятно v импорт у нас растет быстрее экспорта, поэтому и предложение товаров не падает v несмотря на стагнацию внутреннего производства. Что же касается спроса, то здесь ситуация немного сложнее. Высокий спрос, как мы упоминали, поддерживается высокими доходами экспортеров. Но это v одна сторона медали. А другая заключается в том, что запасы наличной валюты на руках у населения начинают постепенно уменьшаться. По данным платежного баланса РФ за 9 месяцев 2002 года, сокращение долларовых запасов составило 1 млрд. долларов. А за второй и третий кварталы, когда, собственно, и произошел перелом тенденции, это сокращение составило 1,8 млрд. долларов. Цифра, конечно, небольшая, но ведь лиха беда начало. Тем более что составители платежного баланса все равно полностью учесть движение наличной иностранной валюты не могут.
Таким образом, немного парадоксальная ситуация сегодняшнего дня v потребительский бум на фоне промышленного спада v объясняется двумя факторами: сверхвысокими доходами экспортеров и проеданием запасов иностранной валюты, накопленных в прошлые годы. Как нам кажется, ситуация это крайне неустойчивая, так как любое падение экспортных цен тут же сократит доходы экспортеров и вызовет у населения прямо противоположную реакцию v они снова начнут покупать валюту про запас. И потребление тут же придет в соответствие с производством.
Чтение на эту тему: Жить стало лучше или веселее?