будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Провод без газа

Провод без газа
truba

8июня в Кейзери (Турция) несколько потенциальных стран-транзитеров (Австрия,Венгрия, Румыния, Болгария и Турция) подписали двусторонниесоглашения о поддержке проекта строительства газопровода Nabucco с концерном Nabucco Gas PipelineInternational GmbH. Несмотря на обилиеподписантов, среди них нет основных – тех, на чьей территории должен добыватьсяприродный газ, который будет транспортироваться по газопроводу.

Напомним,что в Европе Nabucco рассматривается как основнойконкурент российской системе газопроводов и, в частности, проекту «Южныйпоток», который должен пройти по дну Черного моря, а потом через юго-восточнуюЕвропу дальше на Запад. В России, правда, эта нитка всегда рассматриваласькрайне ограниченно – только как еще один способ обойти такого беспокойноготранзитера, как Украина; однако внезапно«Южный поток» стал восприниматься как угроза национальной безопасности Европы(мол, все основные поставки газа будут находиться в руках одной страны),поэтому нужна альтернатива, которой и станет Nabucco.

Потребителямигаза и в том, и в другом случае являются одни и те же страны, но вот чтокасается маршрута транзита и источников добычи, то здесь ситуация гораздосложнее. Понятно, что у российского проекта один гарантированный поставщик (предполагаютсятакже дозакупки у других стран) и один маршрут, но вот у альтернативного Nabucco сразу несколько вариантов, что и делает еготруднореализуемым.

Итак,если начать с источников добычи газа, то в распоряжении европейских заказчиковесть два варианта, независимых от России: Иран и Туркмения. Располагаемые запасыгаза Ирана составляют 29,6 трлн. кб. м, а запасы Туркмении – 8,1 трлн. кб. м.По мировым меркам, это очень хорошие показатели (напомним, что у России, ссамыми большими запасами в мире, сейчас 44 трлн. кб. м), поэтому неудивительно,что европейские потребители захотели получить к ним доступ. Кроме того, онисправедливо считают, что в обмен на газ Иран и Туркмения захотят покупатьбольше европейских товаров, то есть сделка, если она реализуется, будет для Европыочень выгодной.

Темне менее, пока включить поставщиков голубого топлива в систему Nabucco никак не удается, а это ставит под угрозу весьпроект. Собственно говоря,

как раз отсутствие представителей Туркмении и Иранана церемонии подписании меморандума о взаимопонимании и заставляет сомневатьсяв его реализуемости, потому что без надежных источников снабжения прокладыватьтрубопроводы смысла не имеет.

Намтрудно сказать, почему Иран не хочет входить в этот проект; вряд ли егоудерживает мысль, что он, тем самым, может как-то навредить России. Скорее,здесь есть какие-то другие мотивы, о которых мы пока не можем судить. Однакомотивы, по которым Туркмения хочет, но, в то же время, не может статьучастником Nabucco, понять очень легко.

Делов том, что вплоть до недавнего времени вся добыча туркменского газа поступалана экспорт только через систему трубопроводов российского «Газпрома».Российская газовая компания покупала туркменский газ и для собственных нужд, идля перепродажи в Европе, а также была его транзитером на Украину, когда«Туркменгаз» заключал контракты на поставку с «Укрнефтегазом». Во всех этихслучаях она очень хорошо наживалась — и на разнице цен, и на плате за транзит.Туркменская сторона неоднократно пыталась изменить условия экспортныхконтрактов в свою пользу, но позиция «Газпрома» была непробиваемой.

Поэтому,поняв, что с монополистом ничего не сделаешь, «Туркменгаз» стал искать обходныепути, и скоро нашел их. Во-первых, часть добываемого газа он стал поставлять вИран, а во-вторых, заключил достаточно крупный контракт (30 млрд. кб. м в годна тридцать лет) с Китаем (через территорию Узбекистана и Казахстана). В-третьих,им рассматривается вариант строительства газопровода в Индию, и в-четвертых — на горизонте вот уже нескольколет маячит проект Nabucco. Таким образом, при реализациивсех этих проектов «Туркменгаз» может избавиться от жесткого контроля «Газпрома»,и на будущих переговорах о продажах газа иметь более конкурентную позицию.

Исходяиз этих соображений, понятно, что Туркмения сильно заинтересована в скорейшемначале строительства Nabucco. Однакона подписании окончательных документов с другими заинтересованными сторонами еепредставители отсутствовали, и поэтому весь проект повисает в воздухе.

НеучастиеТуркмении во вроде бы выгодном для нее проекте можно объяснить тем, что сейчассовершенно непонятно, по какому конкретно маршруту туркменский газ пойдет вЕвропу. Потенциальных маршрутов несколько, и все они плохие. Первый маршрут,который вроде бы является основным (во всяком случае, на картах проекта Nabucco публикуетсяименно он), проходит по территории Ирана, потом Турции, и уже оттуда — вЕвропу. Технически подключить туркменские месторождения к этому маршрутубольшого труда не составит. Но вот захочет ли Иран пускать в трубу своегоосновного конкурента - это большой вопрос. Скорее всего, не захочет, а раз так,то участие Туркмении в этом варианте проекта становится практическиневозможным.

Другойвариант проекта — Транскаспийский газопровод — по которому туркменский газ подну Каспийского моря попадает в Азербайджан. Однако и здесь появляютсяпроблемы. Азербайджан, как и Иран, наверняка хочет сначала продать за границувесь свой газ, а уже потом предоставить опустевшую газовую инфраструктуру подтранзит туркменского газа. При этом, в отличие от Ирана, ждать в данном случаепридется не так долго — запасы газа в Азербайджане оцениваются в 1,3 трлн. кб.м, и это вам не Иран с его 29 трлн. кб. м. Но даже если азербайджанскиеместорождения будут выдавать на экспорт по 30 млрд. кб. м в год, другимпоставщикам придется подождать лет этак 30-40 (и это без учета возможностиоткрытия новых месторождений на каспийском шельфе), прежде чем они получатдоступ к высвободившимся объектам газовой инфраструктуры Республики.

Тоесть туркменский газ оказывается запертым тремя другими производителями —Россией, Ираном и Азербайджаном — которым появление еще одного конкурентасовсем не с руки.

А поскольку других способов попасть на европейский континент,кроме как через территорию этих стран, у туркменского газа нет, то и участиеего представителей в европейских газовых сборищах минимально. Зачем, в самомделе, подписываться под обязательствами, которые все равно не будут выполнены(заметим, что даже в случае желания Азербайджана транспортировать туркменскийгаз, построить Транскаспийский трубопровод будет достаточно проблематично всилу неурегулированного статуса Каспийского моря).

Надоотметить также, что основная часть Азербайджана не имеет прямой границы сТурцией (исключение - изолированная Нахичевань), и сможет попадать в Nabucco только через иранскую территорию. Другой вариант— выходить на территорию Турции через Армению — вряд ли сейчас актуален пополитическим причинам.

Поэтомудля поставки газа в систему Nabucco приходиться искать обходные маршруты. Например, газопроводчерез территорию Азербайджана подводится к Грузии, потом прокладывается по еетерритории до границы с Турцией, повторяя маршрут нефтепровода Баку – Тбилиси -Хорасан – Эрзерум – Джейхан, и уже дальше, по территории Турции идет до Европы.Однако на этом варианты строительства не исчерпываются.

Во-первых,можно перекинуть ветку по дну Черного моря до Болгарии или Румынии, параллельнонашему «Южному потоку». А во-вторых, можно исхитриться еще сильнее, и проложитьответвление до территории Украины. Тогда Украина получит независимый от Россииисточник газоснабжения, а потом, при желании, можно будет построить по еетерритории газопровод до Польши.

Последнийвариант, кстати, самый интересный – если «Южный поток» будет построен, то тогдаэти два газопровода, вероятно, должны будут пересечься в какой-то точкечерноморского дна. И как это пересечение будет происходить, совершеннонепонятно.

Однакоэти обстоятельства вряд ли охладят пыл сторонников Nabucco, потому что упускать возможность расширить кругпоставщиков, чтобы облегчить манипуляцию ценами никто не захочет. Да и добычасобственного газа на европейском континенте уже падает, и через 10 лет тамобразуется дефицит (при текущем объеме потребления), который едва-едва можетбыть покрыт поставками из Центральной Азии.

Если же этих поставок не будет, тоевропейским странам придется увеличивать экспорт российского газа со всемивытекающими из этого обстоятельства последствиями.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).