8июня в Кейзери (Турция) несколько потенциальных стран-транзитеров (Австрия,Венгрия, Румыния, Болгария и Турция) подписали двусторонниесоглашения о поддержке проекта строительства газопровода Nabucco с концерном Nabucco Gas PipelineInternational GmbH. Несмотря на обилиеподписантов, среди них нет основных – тех, на чьей территории должен добыватьсяприродный газ, который будет транспортироваться по газопроводу.
Напомним,что в Европе Nabucco рассматривается как основнойконкурент российской системе газопроводов и, в частности, проекту «Южныйпоток», который должен пройти по дну Черного моря, а потом через юго-восточнуюЕвропу дальше на Запад. В России, правда, эта нитка всегда рассматриваласькрайне ограниченно – только как еще один способ обойти такого беспокойноготранзитера, как Украина; однако внезапно«Южный поток» стал восприниматься как угроза национальной безопасности Европы(мол, все основные поставки газа будут находиться в руках одной страны),поэтому нужна альтернатива, которой и станет Nabucco.
Потребителямигаза и в том, и в другом случае являются одни и те же страны, но вот чтокасается маршрута транзита и источников добычи, то здесь ситуация гораздосложнее. Понятно, что у российского проекта один гарантированный поставщик (предполагаютсятакже дозакупки у других стран) и один маршрут, но вот у альтернативного Nabucco сразу несколько вариантов, что и делает еготруднореализуемым.
Итак,если начать с источников добычи газа, то в распоряжении европейских заказчиковесть два варианта, независимых от России: Иран и Туркмения. Располагаемые запасыгаза Ирана составляют 29,6 трлн. кб. м, а запасы Туркмении – 8,1 трлн. кб. м.По мировым меркам, это очень хорошие показатели (напомним, что у России, ссамыми большими запасами в мире, сейчас 44 трлн. кб. м), поэтому неудивительно,что европейские потребители захотели получить к ним доступ. Кроме того, онисправедливо считают, что в обмен на газ Иран и Туркмения захотят покупатьбольше европейских товаров, то есть сделка, если она реализуется, будет для Европыочень выгодной.
Темне менее, пока включить поставщиков голубого топлива в систему Nabucco никак не удается, а это ставит под угрозу весьпроект. Собственно говоря,
Намтрудно сказать, почему Иран не хочет входить в этот проект; вряд ли егоудерживает мысль, что он, тем самым, может как-то навредить России. Скорее,здесь есть какие-то другие мотивы, о которых мы пока не можем судить. Однакомотивы, по которым Туркмения хочет, но, в то же время, не может статьучастником Nabucco, понять очень легко.
Делов том, что вплоть до недавнего времени вся добыча туркменского газа поступалана экспорт только через систему трубопроводов российского «Газпрома».Российская газовая компания покупала туркменский газ и для собственных нужд, идля перепродажи в Европе, а также была его транзитером на Украину, когда«Туркменгаз» заключал контракты на поставку с «Укрнефтегазом». Во всех этихслучаях она очень хорошо наживалась — и на разнице цен, и на плате за транзит.Туркменская сторона неоднократно пыталась изменить условия экспортныхконтрактов в свою пользу, но позиция «Газпрома» была непробиваемой.
Поэтому,поняв, что с монополистом ничего не сделаешь, «Туркменгаз» стал искать обходныепути, и скоро нашел их. Во-первых, часть добываемого газа он стал поставлять вИран, а во-вторых, заключил достаточно крупный контракт (30 млрд. кб. м в годна тридцать лет) с Китаем (через территорию Узбекистана и Казахстана). В-третьих,им рассматривается вариант строительства газопровода в Индию, и в-четвертых — на горизонте вот уже нескольколет маячит проект Nabucco. Таким образом, при реализациивсех этих проектов «Туркменгаз» может избавиться от жесткого контроля «Газпрома»,и на будущих переговорах о продажах газа иметь более конкурентную позицию.
Исходяиз этих соображений, понятно, что Туркмения сильно заинтересована в скорейшемначале строительства Nabucco. Однакона подписании окончательных документов с другими заинтересованными сторонами еепредставители отсутствовали, и поэтому весь проект повисает в воздухе.
НеучастиеТуркмении во вроде бы выгодном для нее проекте можно объяснить тем, что сейчассовершенно непонятно, по какому конкретно маршруту туркменский газ пойдет вЕвропу. Потенциальных маршрутов несколько, и все они плохие. Первый маршрут,который вроде бы является основным (во всяком случае, на картах проекта Nabucco публикуетсяименно он), проходит по территории Ирана, потом Турции, и уже оттуда — вЕвропу. Технически подключить туркменские месторождения к этому маршрутубольшого труда не составит. Но вот захочет ли Иран пускать в трубу своегоосновного конкурента - это большой вопрос. Скорее всего, не захочет, а раз так,то участие Туркмении в этом варианте проекта становится практическиневозможным.
Другойвариант проекта — Транскаспийский газопровод — по которому туркменский газ подну Каспийского моря попадает в Азербайджан. Однако и здесь появляютсяпроблемы. Азербайджан, как и Иран, наверняка хочет сначала продать за границувесь свой газ, а уже потом предоставить опустевшую газовую инфраструктуру подтранзит туркменского газа. При этом, в отличие от Ирана, ждать в данном случаепридется не так долго — запасы газа в Азербайджане оцениваются в 1,3 трлн. кб.м, и это вам не Иран с его 29 трлн. кб. м. Но даже если азербайджанскиеместорождения будут выдавать на экспорт по 30 млрд. кб. м в год, другимпоставщикам придется подождать лет этак 30-40 (и это без учета возможностиоткрытия новых месторождений на каспийском шельфе), прежде чем они получатдоступ к высвободившимся объектам газовой инфраструктуры Республики.
А поскольку других способов попасть на европейский континент,кроме как через территорию этих стран, у туркменского газа нет, то и участиеего представителей в европейских газовых сборищах минимально. Зачем, в самомделе, подписываться под обязательствами, которые все равно не будут выполнены(заметим, что даже в случае желания Азербайджана транспортировать туркменскийгаз, построить Транскаспийский трубопровод будет достаточно проблематично всилу неурегулированного статуса Каспийского моря).
Надоотметить также, что основная часть Азербайджана не имеет прямой границы сТурцией (исключение - изолированная Нахичевань), и сможет попадать в Nabucco только через иранскую территорию. Другой вариант— выходить на территорию Турции через Армению — вряд ли сейчас актуален пополитическим причинам.
Поэтомудля поставки газа в систему Nabucco приходиться искать обходные маршруты. Например, газопроводчерез территорию Азербайджана подводится к Грузии, потом прокладывается по еетерритории до границы с Турцией, повторяя маршрут нефтепровода Баку – Тбилиси -Хорасан – Эрзерум – Джейхан, и уже дальше, по территории Турции идет до Европы.Однако на этом варианты строительства не исчерпываются.
Во-первых,можно перекинуть ветку по дну Черного моря до Болгарии или Румынии, параллельнонашему «Южному потоку». А во-вторых, можно исхитриться еще сильнее, и проложитьответвление до территории Украины. Тогда Украина получит независимый от Россииисточник газоснабжения, а потом, при желании, можно будет построить по еетерритории газопровод до Польши.
Последнийвариант, кстати, самый интересный – если «Южный поток» будет построен, то тогдаэти два газопровода, вероятно, должны будут пересечься в какой-то точкечерноморского дна. И как это пересечение будет происходить, совершеннонепонятно.
Однакоэти обстоятельства вряд ли охладят пыл сторонников Nabucco, потому что упускать возможность расширить кругпоставщиков, чтобы облегчить манипуляцию ценами никто не захочет. Да и добычасобственного газа на европейском континенте уже падает, и через 10 лет тамобразуется дефицит (при текущем объеме потребления), который едва-едва можетбыть покрыт поставками из Центральной Азии.