будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 16, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Пыль да туман. Перспективы российских железных дорог

Случившееся наконец-то на прошлой неделе создание РАО «Российские железные дороги» вызвало очередной вал комментариев по поводу того, как будет себя вести вновь образованная государственная транспортная монополия. Немного смущает во всем этом вале комментариев, что спрашивающие и отвечающие в неявном виде исходят из тезиса: российские железные дороги и дальше будут одной из важнейших отраслей российской экономики, и поэтому всем интересно, как же она будет развиваться. А вот будет ли она развиваться или деградировать v это вопрос, который никем не затрагивается. А зря. Он должен был бы быть первым. Плохие или очень плохие реформы можно провести и без целей. А хорошие варианты первым делом должны строится из стратегии развития, а не из абстрактных технических выкладок. Тем более что среднесрочное процветание или даже более или менее сносное существование стальных магистралей находится под большим вопросом.

Как всем давно и хорошо известно, за период 1991-1998 годов объем перевозок грузов и пассажиров по железным дорогам существенно уменьшился. В этом факте нет ничего особенного, так как за указанный интервал времени внутреннее производство в стране сократилось в два раза, поэтому и грузов стало в два раза меньше. Собственно, объясняя незавидное положение железных дорог, высокое путейское начальство всегда указывало на этот факт, как на основной. При этом старались обходить молчанием другой факт: объем перевозок грузов по железным дорогам сократился в том числе и потому, что часть потока «ушла» на автомобильный транспорт. То ли потому, что так было эффективней транспортировать малогабаритные грузы, то ли владельцам надоел отвратительный железнодорожный сервис, но части своих доходов транспортная монополия лишилась вне зависимости от общеэкономического кризиса и спада производства.

Итак, начало конкурентной борьбе на транспорте было положено еще 10 лет тому назад. Именно тогда железные дороги получили первый удар, но смогли выстоять v автомобильную альтернативу создать было легко, а вот другие виды транспорта так же быстро отреагировать на изменение экономической ситуации не могли. Эта медлительность не в последнюю очередь была связана с тем, что после реформ 1992 года товарные потоки внутри страны изменили свое направление v в большей мере стали двигаться на запад. И вот здесь МПС смогло сыграть на опережение, потому что у альтернативных видов транспорта (кроме автомобильного, разумеется) прямых выходов туда не было. Трубопроводный и электронный транспорты натыкаются или на государственные границы вновь образованных стран, или на полное отсутствие соответствующей портовой инфраструктуры. Отсутствие которой, кстати, мешало и эффективному сопряжению речных и морских перевозок.

А вот железные дороги отработанные выходы всегда имели, что и дало им определенные конкурентные преимущества в новых экономических условиях. Изменить же маршруты традиционной транспортировки нефтяники, газовики и энергетики не могли чисто физически v строительство новых трубопроводов или линий электропередач требовало больших капиталовложений, для которых у российских компаний, перегруженных дебиторской задолженностью отечественных потребителей, просто не было средств. Какие-либо серьезные инвестиции в транспортную инфраструктуру стали возможны только после 1999 года. Хотя кроме наличия средств существует еще фактор времени, так как подобное строительство требует не одного года, и, пока оно идет, железные дороги остаются все так же востребованными. Особенно это верно в последние год-два, когда из-за благоприятной мировой конъюнктуры российский экспорт резко вырос и потребность в транспорте, соответственно, увеличилась.

Тем не менее, несмотря на временный рост показателей, по основному показателю деятельности v грузообороту v железные дороги отстают от своего основного конкурента v трубопроводного транспорта. В 2002 году транспортировка грузов по трубе составила 2 трлн. тонно-километров, а по железной дороге v 1,5 трлн. т-км., в 2001 году v 1,9 трлн. т-км. и 1,4 трлн. т-км.

Хорошо известно о планах строительства новых линий нефтепроводов к побережью Финского залива и нефтяных портов в Мурманске. Их появление, безусловно, снимет часть нефти с колес железных дорог, но основной эффект в данном случае будет состоять в переориентации экспортных грузопотоков со стран ближнего зарубежья на российские портовые города. Экономический эффект для российской экономики в целом будет благоприятен и на роли железнодорожного транспорта он не скажется. А вот другие инвестиционные проекты могут легко торпедировать доминирующее влияние рельсовых путей.

Менее известен, но потихоньку начинает реализовываться проект по строительству нефтепродуктопроводов из Центра России к тем же портам Финского залива. Если эта затея выгорит, положение железнодорожников сразу же ухудшится, так как на перевозку нефти и нефтепродуктов (в основном, конечно, нефтепродуктов) приходится 16% грузооборота железных дорог. Разумеется, новая труба заберет себе все эти 16%, так как стоимость транспортировки по ней гораздо ниже, чем в цистернах.

Другим проектом, который лишит стальные магистрали большей части самого массового груза v каменного угля v является блуждающая в коридорах РАО «ЕЭС» идея о расширении пропускной способности энергосетей, соединяющих Сибирскую энергосистему с Уралом и Европейским Центром России. Если она будет реализована, то дешевая энергия сибирских ГЭС сделает ненужным большое количество теплоэлектростанций в Европейском Центре, а снижение их загрузки вызовет сокращение потребления топливного угля, который сейчас возится по железным дорогам из той же Сибири (Кемеровская область) за 3 тыс. км. А ведь эти угольные грузы дают 22% оборота МПС. Таким образом, два инфраструктурных проекта v нефтепродуктопроводы и ЛЭП v способны отнять у транспортной монополии 40% ее оборота.

Можно, конечно, рассмотреть еще несколько вариантов капиталовложений, которые выбьют почву из под железнодорожных насыпей, вроде массового перехода российской черной металлургии на металлолом v в качестве сырья и электродуговую плавку v в качестве основного технологического процесса. Тогда потребность в железной руде и коксе резко снизится, соответственно, упадут и железнодорожные перевозки этих грузов, дающие 8% оборота. Но даже приведенных примеров вполне достаточно, чтобы показать, что благополучие железных дорог мнимое, и транспортная монополия существует только из-за неразвитости общей транспортной инфраструктуры в России.

Так что вероятный путь развития российских железных дорог правильнее назвать деградацией. Реализован он будет не за один день, тем более, что железнодорожники и в самом деле могут начать действовать как рыночная структура, а не как монопольная. И с помощью низких тарифов и высокого качества сервиса отбиваться от конкурентов. К тому же, пока идет реализация инфраструктурных проектов, подрывающих монопольную власть путейцев, общественный интерес к железнодорожным тарифам по-прежнему будет находиться на высоком уровне. Но потом интерес угаснет и будет появляться только время от времени, когда очередной экономический подъем выявит слабые места в имеющейся транспортной инфраструктуре и с помощью железных дорог придется затыкать возникающие дисбалансы в перевозке грузов. Если, конечно, рельсы не заржавеют слишком сильно.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).