Анализируя недавний кризис в российско-израильских отношениях, начавшийся со статьи «Как погром среди ясного неба» ("Коммерсантъ") о предполагаемой продаже ракет «Земля-земля» «Искандер-Э» Сирии, представляется немаловажным проанализировать, кто мог быть источником подобной информации и для кого эта информация предназначалась. Структура СМИ такова, что голоса грамотных экспертов могут утонуть в гуле возмущенных и эмоциональных оценок. Так вот, информация о продаже ракет, была, что называется, «сливом». Сделка с Сирией вряд ли готовилась - ей просто нечем платить за дорогостоящие ракеты нового поколения, не имеющие аналогов на Западе (точнее, Запад проскочил эту развилку уже давно и компенсирует подобные сложные комплексы, напичкивая свое оружие электроникой и вкладывая деньги в обучение персонала). По ряду параметров, характеризующих нынешнее устройство российского военно-бюрократического комплекса, подобная сделка и не могла готовиться – уж очень сложно все в финансировании закупок, по мнению директора Центра АСТ Руслана Пухова, устроено.
Итак, некоторые вводные. Очень профессиональная, наверное, самая профессиональная в России, газета «Коммерсантъ» контролируется Б.А.Березовским. Конечно, никогда речь не шла о вмешательстве Бориса Абрамовича в журналистский процесс, но "слив" мог быть произведен оттуда.
Еще одна немаловажная деталь – газету «Коммерсантъ» читает российская элита, но, что намного важнее, ее читает президент Путин (по некоторым сведениям это одна из трех газет, препарирование которых он не доверяет своей информационно-аналитической службе). Поэтому источником "слива" мог быть какой-нибудь авторитетный, заинтересованный представитель политической и / или экономической элиты, знающий о таком положении дел, например, ответственный сотрудник той же администрации президента.
Публикация в «Коммерсанте» вызвала обвал публикаций в израильских газетах. Дело в том, что по израильским законам, СМИ запрещено публиковать материалы, имеющие статус секретности, например, относящиеся к закрытым заседаниям кабинета министров. Этот запрет теряет силу после публикации аналогичной информации за рубежом. По этой причине можно предположить, что "слив" произошел из Израиля.
Что являлось целью "слива"? Второй канал израильского телевидения сообщил 11 января некоторые подробности обсуждения на закрытых совещаниях с участием представителей израильского руководства, включая премьер-министра и членов военно-политического кабинета. По его информации, причиной резкого «похолодания» в отношениях между Израилем и Россией стали утверждения президента РФ Владимира Путина, согласно которым, представители крупного бизнеса, имеющие израильское гражданство, на протяжении всей избирательной кампании на Украине оказывали массированную (в том числе и финансовую) помощь кандидату от оппозиции Виктору Ющенко.
По версии телевизионщиков, президент России считает, что израильское руководство могло предпринять шаги, блокирующие финансирование предвыборной кампании Ющенко, но ничего не сделало в этом направлении. В окружении президента России также утверждают, что те же израильские представители оказывают поддержку и российской оппозиции.
Таким образом, если следовать этой версии, Кремль мыслил категориями классической двухходовки – мы вам убираем ракеты (которые сами туда поставим), а вы нам перекрываете каналы финансирования Невзлиным (скорее всего речь шла именно о нем) российской оппозиции – после украинских выборов это очень актуальная тема для российской власти.
Самое плохое, если президент России и его окружение именно так планирует внешнюю политику. Потому что по израильским законам нет никакой возможности пресечь финансирование зарубежной общественной деятельности тех или иных бизнесменов. Кроме того, если что-то способно сплотить нынешнюю израильскую элиту, то это - российские ракеты в руках сирийских военных. Слишком много исторических ассоциаций и параллелей возникает в израильском обществе. Для лучшего понимания российскими читателями могу привести гипотетический пример – канцлер Шредер для лучшего ведения переговоров с президентом Путиным предлагает разместить танковую бригаду бундесвера под Харьковом и терпеливо дожидается большей уступчивости от российской власти по вопросам российско-германского газотранспортного консорциума.
Я думаю, даже у депутатов «Единой России» возникли бы серьезные проблемы при обсуждении "сделки века". Так и российские ракеты, размещенные в Сирии, могут привести к кратковременному созданию «Большой коалиции» - от правого «Национального единства» – до левых «Аводы» и «Мереца».
В этой связи ряд аналитиков высказывал предположение, что сама коллизия с гипотетическими поставками ракет, окажется на руку Шарону, который может использовать российско-сирийскую карту как повод для неуступчивости на переговорах с палестинским руководством.
Более того, нет ничего глупее, по мнению военных экспертов, с точки зрения давления на Израиль, чем договариваться о военном сотрудничестве с Сирией. Поставки оружия в другие страны, даже и угрожающие Израилю, США возможно и пропустили бы. Однако не стоит забывать, что Сирия граничит с Ираком, где находится группировка американских войск (а ракеты предназначены для «работы» по наземным целям, прежде всего по скоплениям живой силы и техники). Сирия уже обвинялась США в поставках оружия иракским боевикам. Поэтому даже без просьбы Израиля (Израиль, кстати, и не просил оказывать давление на Россию, лишь уведомив США о кризисе в отношениях с российским руководством), США максимально жестко вмешались бы в судьбу контракта.
Если анализировать кризис исходя из того, что в российском руководстве сидят не очень умные люди, мыслящие двухходовками, статью на этом можно было бы и закончить, но давайте посмотрим, какие трехходовки вырисовываются у нас, исходя из этих сюжетов.
Отвлечемся от судьбы ракет и посмотрим на карту пристальным геополитическим взглядом. Какие еще цели могла преследовать публикация в «Коммерсанте»?
Слово аналитику "СТМ-Инвест" Михаилу Паку: «Ни для кого не секрет, что рынки Южной и Юго-Восточной Азии, с точки зрения поставки нефти, являются для России одним из наиболее перспективных направлений для развития. Однако танкерами по суше Россия в этот регион нефть поставлять не может, а услуги Суэцкого канала – перспектива "болезненно-узкая". Впрочем, и у этой проблемы есть свое рациональное решение. Роль "нефтяного моста" между 2 морей - Средиземным и Красным будет играть Израиль, имеющий мощный нефтепровод Tipline, соединяющий порты обоих морей - Ашкелон и Эйлат. Реализация этого проекта, согласно прогнозам Вашингтонского института ближневосточной политики, ослабит позиции ОПЕК и укрепит российско-израильские отношения. Кроме того, Израиль сможет заработать миллионы долларов в качестве платы за пользование нефтепроводом".
Возможно не случайно, публикация в «Коммерсанте» появилась в тот момент, когда президент Путин рассматривает вопрос о том, кому из азиатских государственных компаний дать право на приобретение доли в «отпиленном» от ЮКОСа «Юганске». Есть такое геополитическое мнение в кругах администрации президента, что лучшим иностранным инвестором будут или индийская ONGC, или китайская CNPC. У китайцев больше денег (сейчас это самая богатая нефтяная компания по размерам собственных средств). Однако, по ряду причин, в первую очередь, из-за собственных геополитических амбиций Китая, CNPC - непроходная кандидатура. Остаются индийцы, которые уже заявили о своем желании получать от своего участия в «Юганске» нефть, которая необходима для их мощного танкерного флота. Индийцам предложили увеличить свое участие в сахалинском нефтедобывающем проекте, однако, до его выхода на промышленную добычу далеко, хотя и может быть и ближе, чем до «Восточного нефтепровода».
Отдавать же "Юганск" компании, получившей над ним контроль, ох как не хочется - не для того же гробили ЮКОС.
И вот тогда выходят на первый план вопросы, которые должен задать себе единственный человек, принимающий в стране окончательные решения, читающий газету "Коммерсантъ" и материалы своего информационно-аналитического управления.
А как же индусы потащат к себе нефть? – Да, через Израиль, конечно, остальные варианты менее выгодны. Но ведь это тот самый Израиль, который чуть что бежит жаловаться США, да еще прикармливает олигархов, врагов России. Такой информационный фон для главного читателя страны вполне мог быть создан. Оговорка президента, перепутавшего антисемитов с сионистами, была скорее всего связана, именно с этим самым фоном.
Остается только уточнить, кто же у нас создает информационный фон для главного читателя. Информационно-аналитическое и документационное обеспечение деятельности президента по общим вопросам и общее руководство деятельностью канцелярии главы государства, управления информационного и документационного обеспечения президента осуществляет заместитель руководителя администрации президента РФ - помощник президента Игорь Сечин.
Ну а руководит компанией, так удачно купившей «Юганск» у нас кто? Она называется «Роснефть», если кто забыл. Надо же, какое совпадение - тот же Игорь Сечин!