Ругать банкиров в создании рецессии и прогрессировании экономического кризиса уже перестает быть модным. Нам дали возможность задуматься о собственной роли в этом процессе. Действительно, разве не общество потребления или попросту наша жадность заставляла покупать и покупать, из года в год жить не по средствам. Получать и получать кредиты без меры и необходимости, не задумываясь, почему можно продолжать тратить, когда мы не начинаем работать и зарабатывать существенно больше. Деньги, берущиеся из ничего, не вызывали никаких вопросов. Мы забыли, что по долгам иногда нужно платить.
В действительности же стоило бы спросить о первопричине, природе происхождения необеспеченных денег, на которые банки сажали население развитых стран как на дешевый сильнодействующий наркотик. Обвинения в адрес монетарных властей быстро стихли под шумом новой волны ликвидности, вброшенной на рынок. Даже скептики, предсказывавшие крах сначала банковской, а потом и глобальной системы расчетов и дефолт доллара, уже забывают о своих страшных прогнозах. Мировая экономика почти справилась, тяжелые моменты, если и были, то уже позади.
И все же причем здесь ФРС США
Появление на свет Федерального резерва США, частной организации, регулирующую гигантскую долларовую массу и как следствие значительную долю мировой финансовой системы, с самого начала сопровождалось скандалами, а о непосредственном участии в этом процессе крупнейших банковских семей Америки в открытую говорят историки.
Конгрессмен Луис Макфаден – один из немногих, кто тогда выступил с критикой создания финансовой сверхструктуры, заявлял: «У нас организован филиал международной банковской системы, сверхгосудартсво, контролируемое международными банкирами, которые действуют сообща в целях порабощения мира в угоду себе. ФРС узурпирует власть».
Опасения политикой Федрезерва получили свои первые подтверждения за несколько лет до начала Великой Депрессии. С 1914 по 1919 годы ФРС увеличил денежную массу в обращении на 100% и выдал огромное количество ссуд мелким банкам. В 20-м же году, он потребовал инкассации излишней денежной массы. Банкам ничего не оставалось, как потребовать возврата долгов у населений и бизнеса. Итог: неуплаты, банкротства и кризис. Более 5400 мелких банков обанкротились. Эта был первый шаг к монополизации банковского сектора страны. Стало очевидным, что финансовый кризис может быть спланированной и просчитанной акцией. С 1921 по 1929 денежная масса была вновь увеличена, на этот раз на 69%. За несколько месяцев до октября 1929 (начала Великой Депрессии) года Джон Рокфеллер, Джон Морган и другие оповещенный участники незаметно вышли из рынка. В ту осень, после Коллапса Уолл Стрит 29 октября крах потерпели 16 000 банков, которые и были благополучно скуплены вместе со всеми их активами и «плохими долгами» отошедшими в тень воротилами. ФРС вместо того, чтобы увеличить количество денег в обращении, напротив вновь сократил денежную массу, усугубив положение дел в экономике. И снова конгрессмен Луис Макфаден, давний противник банковского картеля, потребовал отставки руководства федерального резерва. «Это был тщательно продуманный инцидент. Международные банкиры намерено создали отчаянное положение чтобы заполучить контроль над всеми нами». Не удивительно, что после двух неудачных покушений на убийство МакФаден был отравлен. Итогом Великой Депрессии стала к концу 1933 года в США отмена золотого стандарта. Была объявлена массовая конфискация золота под страхам десятилетнего тюремного заключения за сокрытие желтого металла. По сути, это стало легализованным ограблением населения. Доллар перестал быть обеспеченной валютой, денежная масса продолжала неуклонно расти, и как следствие его покупательная способность упала в 20 раз к 2009 году.
Золото – новая резервная валюта
Недоверие политике центральных банков и значительные риски если не дефолта, то теряющих свою стоимость денег сегодня заставили экономистов по всему миру всерьез задуматься о выборе новой резервной валюты. Эта дискуссия породила два лагеря: сторонников объединения валют в некую стабильную валютную корзину и скептиков, утверждающих, что бумажные валюты не смогут вернуть себе репутацию адекватной меры стоимости, а заменить их способно только золото. Последние, кстати, нашли поддержку на высших уровнях в Китае и Индии и даже смогли породить слухи по скором появлении золотого юаня.
На Каймановых островах уже сегодня действует несколько платежных систем (Bullion Pay), предлагающих оплачивать сделки в граммах золота. Их создатели утверждают, что счета их клиентов не просто номинированы в металле, а на 100% обеспечены реальным золотом в хранилищах местных банков. Впрочем, лишь единицы рискнули воспользоваться их услугами под риском признания таких операций незаконными.
Риски действительно велики – монетарные власти развитых стран жестко пресекают частные инициативы в отношении расчетов в золоте. Показательна история Роберта Кара, владельца строительной компании из Невады, который перевел зарплаты сотрудников из скачущего доллара в золотые монеты. Подчиненные Кара радовались недолго – власти США усмотрели в схеме признаки уклонения от налогов и в конце прошлого года Кар был приговорен к 15 годам лишения свободы.
В России порядки значительно мягче: по сравнению с Каром, одиозный бизнесмен Герман Стерлигов, вложивший не один миллион в рекламу золотого стандарта, и не раз заявлявший о переходе на расчеты в золоте внутри компании, отделался «легким испугом». После показательного рейда судебных приставов в офис его Антикризисного Центра и последующего публичного банкротства компании, ему пришлось поубавить градус заявлений и переключиться на благотворительность. Этого, по всей видимости, оказалось достаточно: Стерлигов все-таки получил от Минфина пропуск в традиционно банковскую вотчину – разрешение торговать золотыми монетами, декоративным, на сегодняшний день, средством платежа.
На Востоке ситуация обратная. Ни для кого не секрет, что государства Юго-Восточной Азии становятся основными потребителями желтого металла и поощряют своих жителей не только вкладывать в золото, но и тратить его. Так, в Тайланде и Индонезии уже стали нормой сделки с недвижимостью, оплаченные золотом. По иронии судьбы, в качестве мелких разменных сумм используются американские инвестиционные монеты, которые здесь ценятся не дороже, а порой даже дешевле, чем на своей родине.
Не только проведение операций в золоте, но даже обсуждение такой перспективы в межгосударственных масштабах является реальной угрозой для существования нынешней системы банковского контроля над финансовой системой. Масштабное перераспределение активов, коим станет придание золоту платежных функций, может значительно изменить расклад сил не только в бизнес-сфере, но и на межгосударственном уровне. Уже очевидно, что именно такой сценарий по душе Пекину и Дели, если анализировать масштабы закупки им золота со всех крупных рынков в прошлом году. Вообще, прогнозы очень расплывчаты. Ясно одно: в списке мировых держав появляется все больше недовольных монополией ФРС США.