будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
«Объединенная судостроительная корпорация» отставки-назначения
Июль 18, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Равнение на оборонку

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что уже в мае будет сменен руководитель Объединенной судостроительной компании (ОСК). «Смена будет. С 1 мая, думаю, не успеем просто физически. В мае точно будет», — заявил глава Минпромторга, при этом отказавшись называть имя нового руководителя.

Объединенная судостроительная корпорация была создана в марте 2007 года — президент Владимир Путин подписал специальный указ, в соответствии с которым в новую структуру вошли все активы государства в судостроении — ФГУПы после акционирования, а также пакеты акций в частных компаниях.

ОСК постоянно не везло с руководством — за семь лет в корпорации сменилось пять президентов. Последняя смена главы компании произошла после того, как ровно год назад, в апреле 2013 года, вице-премьер Дмитрий Рогозин возмутился задержкой при строительстве верфи «Звезда» в Приморье, а также «мутными, перекрестными схемами совладения», через которые по заявлению вице-премьера, корпорация контролирует судостроительный завод «Лотос» под Астраханью.

После выступления Дмитрия Рогозина своего поста лишился президент ОСК Андрей Дьячков, который возглавлял компанию всего десять месяцев. О том, что новым президентом станет Владимир Шмаков, который до этого был первым замгендиректора Уралвагонзавода, стало известно в конце мая — то есть новый руководитель в своем кресле продержался больше предыдущего, но все равно меньше года.

 
Владимир Шмаков

О грядущей отставке Владимира Шмакова газета «Ведомости» написала еще в конце марта. Официально тогда эту информацию никто не стал подтверждать, впрочем заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов заявил изданию, что руководство ОСК систематически не исполняет решения совета директоров. Он пообещал уже в ближайшее время применить все меры, которые допускает Трудовой кодекс — очевидно, на выполнение всех формальностей ушло около двух месяцев.

По словам источника «Ведомостей», главная претензия к Шмакову состоит в том, что он так и не смог сосредоточить все реальные рычаги руководства предприятиями в центральном офисе ОСК. В корпорации обострилась борьба между различными группами влияния, вице-президенты ведут друг с другом аппаратную борьбу, а Шмаков самоустранился от принятия решений.

На место руководителя Объединенной судостроительной компании прочат губернатора Архангельской области Игоря Орлова. Губернатор до 2011 года был директором калининградского завода «Янтарь», который является частью ОСК, а еще раньше — заместителем директора завода «Звездочка» в Северодвинске.

 
Северодвинский завод «Звездочка». Фото: nsgorod.ru

Несмотря на то, что вероятный будущий президент ОСК имеет опыт работы только на верфях, которые занимаются выполнением оборонного заказа, основной его задачей может стать создания в России базы для строительства гражданского флота.

Сейчас основную часть контрактов ОСК получает от оборонного ведомства. Правительство также считает, что в России необходимо производить шельфовую технику, хотя при отсутствии современных разработок и нехватке мощностей проще было бы закупать все за границей.

Однако во время создания Объединенной судостроительной корпорации предполагалось, что она будет выполнять и оборонные, и гражданские заказы. Одной из задач ОСК виделось строительство гражданских судов для освоения Арктики.

Сегодня практически ни одна верфь в России не в состоянии построить сначала и до конца современный промысловый корабль. Можно сказать, что последний спроектированный и построенный «под ключ» рыболовецкий сейнер-траулер был произведен в России в конце 1980-х годов, в лучшем случае именно на этом уровне осталась производственная и инженерная база. И если современные военные корабли российские судостроители еще в состоянии строить, то речи о сейнерах-траулерах уже не идет.

 
Рыболовецкий флот. Фото: news.mail.ru

Впрочем, даже тот рыболовный флот, что находится в собственности российских компаний, зачастую продает рыбу в иностранных портах. Происходит это даже не из-за коммерческой выгоды, и уж тем более не из-за нелюбви к Родине, а из-за административных барьеров. Для экспорта рыбы компании достаточно собрать один пакет документов, который является достаточным и для российских чиновников, и для иностранных покупателей. Вступление России в ВТО заставило правительство снизить экспортные пошлины на рыбу, что еще более упростило вывоз. Продажа рыбы на внутреннем рынке осложнена необходимостью сбора гигантского количества разнообразных сертификатов, свидетельств, справок и прочих документов. В итоге выловленную в Тихом океане сельдь выгодней продать не в России, а в Корее, Японии или Таиланде.

Между тем российские рыболовные компании сейчас активно заказывают новые суда на верфях Европы и Азии, эти деньги могли бы оставаться в России. Новое рыболовное судно океанского класса может стоить до нескольких десятков миллионов евро — деньги, конечно, не сравнимые с военными кораблями, зато таких судов можно строить намного больше. Суда прибрежного класса стоят в десятки раз меньше и все-таки могут производиться в России, но часто их все равно дешевле закупать в Китае или странах Восточной Европы.

В теории Объединенная судостроительная корпорация могла бы занять нишу производителя рыболовного флота. В случае некоторой помощи правительства российские верфи получат многомиллионные контракты на строительство десятков новых судов — вопрос только в том, смогут ли они их выполнить.

В правительстве обсуждается в связи с этим введение так называемых «квот под киль». Дело в том, что право на вылов рыбы в различных участках мирового океана — квоты — не принадлежат рыболовным компаниям, а предоставляются им правительством на некоторый срок. В 2008 году они были распределены на 10 лет и довольно скоро, в 2018, срок действия договоров закончится.

Суть идеи «квоты под киль» заключается в том, что рыболовные компании получат квоты только в обмен на размещение заказов на отечественных верфях — что должно стимулировать развитие рыболовного судостроения. Это, в свою очередь, в теории приведет к удешевлению строительства судов в России и к скорому обновлению всего флота.

 
Станислав Никаноров

В разговоре с «Полит.ру» депутат Мурманской областной думы, заместитель председателя постоянного комитета по рыбохозяйственному комплексу Парламентской ассоциации Северо-запада России Станислав Никаноров рассказал, что большие проблемы испытывает рыболовный флот в Калининграде — там вместо модернизации фактически используются только оставшиеся с советских времен ресурсы. Рыболовные флоты на Севере и Дальнем Востоке поддерживаются в достаточно хорошем состоянии.

По словам Никанорова, российские судостроители не делают вообще ничего, чтобы стимулировать российских рыболовов размещать заказы на российских же верфях. Российские верфи загружены заказами Министерства обороны, пассажирского и транспортного флота, средние и крупные рыбопромысловые суда для российских компаний строятся исключительно за рубежом.

Никаноров уверен, что самое лучшее, что может сейчас сделать правительство — не стимулировать российских рыболовов размещать заказы на отечественных верфях, а добиваться сохранения и увеличения квот на вылов рыбы в различных участках мирового океана. Для этого необходимо активно работать на межправительственном уровне, поддерживать научные экспедиции, сотрудничать с международными научными институтами — это все стоит достаточно дорого и частные компании не готовы тратить на это деньги.

Все последнее время ОСК действительно все дальше отходила от гражданского судостроения. Ходили даже разговоры о передаче дальневосточных предприятий ОСК под управления консорциума из «Роснефти» и «Газпрома» — именно эти компании размещают значительную часть заказов на дальневосточных верфях.

Уход ОСК из гражданского судостроения в целом понятен — невозможно на одних и тех же верфях производить и военные корабли, и технику для «Роснефти» с «Газпромом», и рыболовные сейнера-траулеры. Логика подталкивает к некоей специализации, это позволит наладить процесс проектирования и строительства на должном уровне.

Без ответа остается вопрос о том, готово ли государство отказаться от стимулирования отечественного рыболовного судостроения, особенно в свете грозящих санкций со стороны стран Запада.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).