будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
инвестиции экономика сельское хозяйство
Ноябрь 17, 2025
Хозяйство
Баранов Михаил

Реальный сектор

Реальный сектор
kaustik
Завод «Каустик» в Волгограде. Источник: Фото: sovet-directorov-volgograda.ru

Предложения по запуску инвестиционного роста в обрабатывающей промышленности и в сельском хозяйстве (особенно в сегменте среднего бизнеса).

Среди мер поддержки экономического роста, предлагаемых сегодня правительством РФ, к обрабатывающей промышленности и сельскому хозяйству относится в первую очередь решение (ПП от 11 октября 2014 г. № 1044)  по поддержке и развитию проектного финансирования. Мера давно назревшая и необходимая, но недостаточная:

  1. Проектное финансирование, при котором каждый проект (не менее 1 млрд) будет рассматриваться на федеральном уровне не может дойти до среднего, не говоря уже о малом предприятии.
  2. Проектное финансирование не решает задачи быстрого увеличения объема производства – на полный цикл до запуска производства необходимо минимум 3-5 лет. На этапе строительства оно дает вклад в ВВП только от строительно – монтажных работ.
  3. Проектное финансирование – штучный продукт для крупных проектов и предприятий, сделать его тиражируемым и массовым (снизив минимальный объем), практически нереально.

Тем не менее есть возможность получить возобновление роста в течение ближайшего года на базе существующих предприятий обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

Развивать надо конкурентоспособные  предприятия реального сектора экономики. Ниже предлагается механизм финансирования действующих предприятий в промышленности и сельском хозяйстве, который позволит в максимально сжатые сроки (1-1,5 года) нарастить объемы их производства.

Во всех документах ЦБ РФ и экономического блока правительства красной нитью проходит тезис:

  • В России нет свободных трудовых ресурсов;
  • Производственные мощности в России загружены по максимуму;

поэтому монетарные методы стимулирования экономического роста в России не сработают, так как увеличить выпуск продукции российская экономика не сможет.

Трудовые ресурсы. На практике в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве для наращивания объема производства дополнительных трудовых ресурсов не нужно. Большая часть трудовых ресурсов в современном производстве занимается поддержанием инфраструктуры, а не основных производственных процессов. При любых инвестициях в расширение производства на базе существующих предприятий, инфраструктуру поддерживает постоянное число специалистов, а в самих производственных процессах участвует небольшое количество людей. (Что собственно и приводит к повышение производительности труда.)

 Загрузка мощностей. Если опросить директоров предприятий, чьи мощности, по опросам, загружены на 100%, могут ли они через год нарастить выпуск на 5-10%, подавляющее большинство ответит утвердительно, а многие будут готовы нарастить объемы за 1-года и на 15-20%. Для такого наращивания объемов предприятиям нужны небольшие инвестиции, как правило в тех же пределах (т.е. 10-15% от их годовой выручки). Исключение составят предприятия по производству единичной дорогостоящей продукции (самолеты, локомотивы, турбины и т.п.), но для таких предприятий как раз уместно проектное финансирование.

Конечно, это не удвоение выпуска, но в масштабах страны рост в обрабатывающей промышленности и с/х на 10-15% за два-три года – колоссальный рывок, способный полностью переломить негативные тенденции в экономике.

Почему же этого не происходит, и почему даже девальвация рубля и санкции не приведут сами по себе к массовому импортозамещению.

Анализ проблемы

У среднего и малого бизнеса нет инвестиционных ресурсов и взять их ему негде.

  1. Проблема нехватки капитала. Источники формирования капитала для среднего бизнеса – советские промышленные и сельскохозяйственные активы, изрядно самортизированные за прошедшие 25  лет и собственная прибыль, которая в этих сегментах никогда не была высокой. Рынки акций для среднего бизнеса закрыты.
  2. Сложности с получением оборотных кредитов. Нехватка капитала и отсутствие источников его пополнения приводит к нехватке залоговой базы для получения кредитов и ухудшению качества балансов предприятий. В ситуации, когда ЦБ постоянно ужесточает требования к банкам по выдаче кредитов, все меньше кредитов средний бизнес может получать в банках. Не требующий залогов рынок облигаций после кризиса 2008 года также закрыт для среднего бизнеса.
  3. Проблемы с получением инвестиционных кредитов. Невозможно подготовить приемлемый для банков инвестиционный бизнес-план из-за макроэкономических сценарных условий правительства и высоких ставок.

Кредитные ставки, которые сегодня взлетели при изменении ключевой ставки ЦБ РФ свыше 20% годовых (хотя для инвестиционного проекта и 10% уже является предельной величиной) и повышение регулируемых тарифов быстрее уровня инфляции означает, что кредитование любого проекта по расширению текущего рентабельного (на уровне 25%) производства невозможно, так как его рентабельность станет отрицательной к концу срока окупаемости.  Единственный способ сделать проект окупаемым – это заложить в проект рост цены конечного продукта, значительно опережающий инфляцию, что делает проект крайне рискованным для банков.

Все понимают, что подобная политика не может продолжаться долго – экономика просто рухнет – но банки обязаны при выдаче кредитов руководствоваться официальными прогнозами, а это и означает, что подготовить нормальный окупаемый промышленный инвестиционный проект невозможно – их и не готовят.

В результате на практике для инвестирования средний бизнес использует собственную прибыль и оборотные кредиты. Однако, в последние годы прибыль стремительно сокращалась из-за роста себестоимости при стабильном курсе рубля, а брать оборотные кредиты все сложнее и дороже. При отсутствии залоговой базы и ухудшающихся балансах получение даже дополнительного оборотного кредитования представляет затруднения, не говоря уж об инвестиционном кредитовании.

Предлагаемое решение

Кредитная поддержка (докапитализация де-факто):

В РФ вводится новая ценная бумага – «инвестиционный вексель».

Отличие от обычного векселя:

  1. Эмитентом могут выступать только предприятия определенных видов деятельности (обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство) – критерий – основной вид деятельности (по кодам) и более 50% выручки по форме №2 по основному виду деятельности.
  2. Объем эмиссии ограничивается определенным процентом от нетто-суммы НДС, уплаченной предприятием в бюджет за 2010-2014 годы. Подтверждение – через налоговую инспекцию.

Выпустив векселя, предприятие размещает их на рынке через уполномоченный банк, который регистрирует выпуск в ЦБ. После регистрации выпуска ЦБ включает их в ломбардный список с дисконтом (дисконт устанавливается ЦБ и правительством, не менее 80%).

Регулируя объем и доходность этих векселей, можно управлять обеспечением ликвидностью всех успешно работающих предприятий реального сектора.

Эта мера позволит противостоять спаду, который будет вызван кредитным сжатием, и предотвратить сценарий лавины корпоративных и банковских банкротств, которые неизбежно будут вызваны невозможностью для предприятий обслуживать кредиты по ставкам, взлетевшим в два и более раз. Боле того, этот механизм обеспечит быстрый и устойчивый рост в обрабатывающей промышленности и в сельском хозяйстве уже в 2015-2017 годах.

Рост производства и ВВП в стране обязательно будет снижать инфляцию, и вместе с замораживанием тарифов это приведет к укреплению рубля и его стабилизации.

 Достоинства предлагаемого метода кредитной поддержки

  1. Быстрый эффект за счет расширения существующих производств, уже имеющих свои рынки сбыта. Эти рынки могут быть расширены  за  счет импортозамещения внутри страны и за счет ценовой конкуренции (использование эффекта девальвации и замораживания тарифов) для экспортной продукции.
  2. Универсальный критерий отбора предприятий для поддержки, исключающий рассмотрение и принятие решения по каждому предприятию в отдельности
  3. Адресная и в то же время массовая поддержка стабильно работающих предприятий реального сектора, создающих добавленную стоимость в экономике России.
  4. Поддержка всех эффективно работающих предприятий (т.е. стабильно платящих НДС в бюджет) пропорционально их эффективности и вкладу в экономику страны.
  5. Сложность фальсификации критериев поддержки
  6. Поощрение добросовестных налогоплательщиков
  7. Перенос поддержки с федерального уровня на региональный (размещать выпуски векселей будут региональные отделения крупнейших банков, прекрасно знающие предприятия реального сектора в своих регионах)
  8. Создает инвестиционную привлекательность предприятий, попадающих в ломбардный список и возможности для их инвестиционного и инновационного развития.
  9. Изменяет стратегическую парадигму поддержки  государством малого и среднего производителя высокотехнологической продукции, а не только крупного и сырьевого сектора. В дальнейшем можно будет расширять программу поддержки за счет учета ломбардных векселей в капитале предприятия и уже целенаправленно предлагать меры налогового стимулирования.

 

                        Михаил Баранов, Председатель Совета Директоров ООО «Никохим»

Баранов Михаил
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).