будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
госбюджет экономический кризис
Июнь 19, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Региональные бюджеты - миссия невыполнима

Региональные бюджеты - миссия невыполнима
she2
НИУ ВШЭ

В Высшей школе экономики подсчитали дефицит бюджетов российских регионов в 2015 году. По прогнозу экспертов Центра развития ВШЭ, расходы российских регионов превысят доходы на 1,3 трлн рублей или на 1,8% ВВП. Проблема в том, что профинансировать такой дефицит в современных условиях невозможно.

 
Андрей Чернявский

В очередном Комментарии о государстве и бизнесе, который выходит раз в две недели, ведущий научный сотрудник Центра развития Андрей Чернявский пишет, что сокращение темпов экономического роста с 3,4% в 2012 году до 1,3% в 2013 и 0,6% в 2014 не могло не отразиться на региональных финансах.

Непростой 2014 год региональные власти прошли достаточно успешно: доходы росли быстрее расходов, так что по сравнению с 2013 годом бюджеты оказались более сбалансированы. Доходы консолидированных региональных бюджетов составили в 2014 году 8,7 трлн, расходы — 9,2 трлн, дефицит — 469 млрд. В 2013 году дефицит консолидированного регионального бюджета составил 640 млрд рублей. По отношению к ВВП дефицит региональных бюджетов упал в 2014 году до 0,67% с 0,97% в 2013 году.

Несмотря на то, что в 2014 году номинально доходы региональных бюджетов выросли на 4,2%, с учетом высокой инфляции реальные расходы сократились на 3,3%. Это произошло второй год подряд, в 2013 году реальные расходы региональных бюджетов сократились на 0,8%. Уровень расходов в 2014 году оказался ниже показателя 2011 года.

Таким образом власти субъектов федерации становятся все менее и менее значимыми игроками на экономической карте России: расходы федерального правительства растут как в номинальном, так и в реальном выражении.

При этом основная масса российских регионов все равно не способна свести профицитный бюджет. На всю страну есть только 9 регионов, которые смогли избежать дефицита бюджета в 2014 году.

Согласно данным федерального казначейства, в 2014 году российские регионы для финансирования дефицита практически отказались от размещения облигаций, взамен получая бюджетные кредиты. Также резко сократились доходы от приватизации. Зато на первом месте все еще держатся коммерческие банковские кредиты. Авторы доклада предполагают, что банки, продолжающие кредитовать регионы, рассчитывают не на будущее финансовое благополучие своих должников, а на федеральную поддержку в рамках антикризисных мер.

В 2015 году Центр развития предсказывает если не катастрофу, то большую проблему с финансами в российских регионах. Прогнозы строятся на предсказаниях Минэконмики о прибыли предприятий и размера фонда заработной платы — налог на прибыль и налог на доход физических лиц составляют основу поступлений в региональные бюджеты.

Если исходить из того, что регионам удастся снизить расходы на 3,3%, как  2014 году, а объем трансфертов из федерального бюджета в региональных в Основных направлениях бюджетной политики правительства дан правильно, то дефицит региональных бюджетов на 2015 год составляет 1,3 трлн рублей, или 1,8% ВВП.

«В современных условиях, с учетом ограниченных возможностей федерального центра, закредитованности регионов в коммерческих банках и шатком положении самой банковской системы, такой дефицит нельзя профинансировать», — заявляется в докладе. Но для того, чтобы сохранить бюджетный дефицит консолидированного регионального бюджета на уровне 2014 года, расходы придется сократить на 11%. Учитывая, что многие российские регионы более половины бюджета тратят на зарплату госслужащим, учителям и врачам, которые, согласно закону, снижать нельзя, такое сокращение расходов поставит под вопрос хоть какую-то свободу действий местных правительств.

Проведен анализ ситуации в регионах и в докладе Института Гайдара и РАНХиГС «Тенденции и вызовы социально-экономического развития», который публикуется раз в месяц. В целом по стране в 2015 году ожидается сокращение ВВП России на 6,8%, рост цен на 17,1%, падение инвестиций в основной капитал на 19% и снижение реальных располагаемых доходов граждан на 8,5%.

Ситуация в регионах, утверждают авторы доклада, пока лишь отражает тенденции, которые сформировались в конце 2014 года. Ухудшение экономической динамики отражается в спаде инвестиций и доходов, а также в неблагоприятной бюджетной ситуации. Эксперты отмечают, что в то же время динамика производства и занятости в большинстве регионов остается стабильной. Южные регионы находятся в немного лучшей ситуации, чем восточные регионы, Урал и Северо-Запад. «Кризис имеет не только региональную проекцию, но и центр-периферийную: снижение доходов населения сжимает спрос на рыночные услуги, которые концентрируются в крупных городах, что неизбежно приведет к сокращению занятости», — говорится в докладе.

В отличие от кризиса 2008–2009 годов, бюджетный сектор перестает быть «тихой гаванью» в силу как ухудшения ситуации в региональных бюджетах, так и сокращения возможностей федерального бюджета. Риски увольнений здесь впервые за долгое время сопоставимы с рыночным сектором. Кризис бюджетов регионов и попытки оптимизации расходов ускорили сокращение числа учреждений социальной сферы и занятости в них.

Если сравнивать современный кризис с 2009 годом, то можно найти несколько отличий, резюмируют эксперты. Во-первых, сегодня российские регионы вступили в острую фазу кризиса с разбалансированными бюджетами и значительными долгами. Во-вторых, стали выше риски сокращения занятости в бюджетном секторе и секторе рыночных услуг. В-третьих, регионы вряд ли могут рассчитывать на поддержку из федерального бюджета в объемах, сопоставимых с 2009 годом.

Так что не исключено, что пока все следят за формированием антикризисного плана в федеральном правительстве, все самое интересное будет происходить в обнищавших регионах. Пока что в России ни разу не происходило банкротства целого региона — не исключено, что впервые подобное событие произойдет именно в 2015 году.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).