будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 16, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Регулирование Сбербанком

Регулирование Сбербанком
gric_big

Недавнее предложение Президента Сбербанка РФ Германа Грефа о продаже всего или части государственного пакета акций Сбербанка, несмотря на первоначальное скептическое отношение, может быть все же реализовано, правда с несколько иной целью, чем это предлагал Президент Банка. Напомним, что, выступая в Давосе, Герман Греф предложил продать (приватизировать) государственный пакет акций, который сейчас составляет 60,3% от общего количества голосующих акций Сбербанка. Сейчас этот пакет находится на балансе Центрального банка РФ, который от имени государства выполняет функции по управлению им. Если эти акции продать на открытом рынке то, по мысли президента Сбербанка, государство может выручить значительные суммы (до $40 млрд.), которые пойдут на финансирование текущего дефицита федерального бюджета, а сам Банк станет частным, что в целом улучшит инвестиционный климат в России.

Эта идея сначала была воспринята скептически, так как у федерального бюджета есть соответствующий запас прочности в виде фонда будущих поколений и резервного фонда, которых на 2010 год точно должно хватить; а в условиях высоких цен на нефть и, соответственно, доходов бюджета от ее обложения, ситуация с бюджетом и его дефицитом будет уже не такой напряженной, как в прошедшем году. Кроме того, как отмечали критики идеи приватизации, Сбербанк несет на себе очень большую социальную нагрузку, поэтому продавать его частным инвесторам нежелательно. И уж лучше, если так хочется, начинать приватизацию государственных банков с Внешторгбанка РФ. Что же касается инвестиционного климата, то он в России в гораздо меньшей степени зависит от внутренних обстоятельств, чем от внешних. И если на мировых рынках капитала создастся излишек этого капитала, то можно быть уверенным, что часть этого излишка прольется и на российский фондовый рынок, безо всяких особых усилий российской стороны.

Тем не менее, несмотря на критику, идея продажи части пакета акций Сбербанка (и каких-нибудь еще государственных банков) может быть использована, причем в самом недалеком будущем, так как ситуация на мировом финансовом рынке значительно изменилась по сравнению с кризисным периодом.

Антикризисная программа Администрации США существенно повлияла на общее состояние мировой экономики - и если не улучшила показатели физического объема производства и занятости, то номинальные (или стоимостные) показатели улучшила однозначно. Денежная ликвидность в мировом хозяйстве, сжавшаяся во время кризиса, снова резко расширилась, так как в ходе реализации этой самой антикризисной программы в американское и мировое хозяйство было «вкачано» почти $2,6 трлн. Деньги это не маленькие,  и их приток вызвал снижение напряженности на мировых финансовых рынках, в том числе снижение процентных ставок, рост цен на сырьевые активы и, конечно, рост котировок ценных бумаг. Котировки росли на всех рынках, не только развитых, но и развивающихся, и российский фондовый рынок не был в стороне от этого процесса. Он тоже рос, хотя реальный сектор российского хозяйства по-прежнему находится в тяжелом состоянии, и выхода из него пока не видно.

То есть, как это нетрудно предположить, рост фондового рынка является всего лишь инфляционно-спекулятивным и оказать позитивное влияние на реальное состояние дел в российском хозяйстве не сможет. Однако, к сожалению, он может оказать сильнейшее негативное влияние, так как многие хозяйственные агенты могут принять спекулятивный рост на фондовом рынке за симптомы выздоровления и начнут расширять свои операции, хотя сейчас делать это ни в коем случае не стоит. Расширять операции в нынешней ситуации может только государственный сектор, но и тот только потому, что за ним стоят вот эти самые резервные и тому подобные фонды, которые были накоплены за несколько лет высокой конъюнктуры. Частным компаниям, особенно тем, кто не имеет подобного запаса прочности, рекомендуется проявлять аккуратность, умеренность и осторожность.

Понятно, однако, что ждать от наших компаний (да и не наших тоже) соблюдения этих предписаний практически невозможно. При первых признаках оживления конъюнктуры они снова будут готовы рвануться в бой, а потом, когда станет понятно, что это оживление — очередной мыльный пузырь, начнут нести большие потери, но будет уже поздно. Поэтому было бы желательно, чтобы наши монетарные власти предприняли кое-какие превентивные мероприятия, пока ситуацию еще можно держать под контролем.

И одно из таких мероприятий — это та самая продажа части государственного пакета акций Сбербанка, которую предлагал провести ее президент. Как нам представляется, выведение на фондовый рынок этих акций (наряду с акциями других госбанков) может сильно снизить напряжение на финансовом рынке и уберечь частные компании от массы неприятностей. Продавая акции из государственных пакетов и выводя из обращения полученные за них деньги, монетарные органы власти будут, тем самым, абсорбировать временную избыточную ликвидность в российской банковской и фондовых системах, которая образуется вследствие прилива иностранных финансовых ресурсов.

Технически эту операцию можно произвести, если, например, разделить государственные пакеты акций на твердые (скажем, 25%+1 акция) и на оперативные портфели. Акции из твердого портфеля будут постоянно находиться в собственности государства и гарантировать ему контроль за ключевыми банками. Акции из оперативного портфеля будут постоянно продаваться и покупаться на рынке по мере изменения котировок. Сальдо этих операций ни в коем случае не должно пускать в оборот, а, наоборот, резервировать до того прекрасного момента (который обязательно наступит), когда мировые финансовые рынки снова пойдут на дно, и приток внешних финансовых ресурсов сменится оттоком.

Теперь можно посмотреть, на какую, собственно, сумму могут рассчитывать органы монетарного регулирования, продавая на открытом рынке акции банков из государственных пакетов. Если, для начала, ограничиться только одним Сбербанком, то из его госпакета (60,3% голосующих акций – около 13 млрд. шт.) можно выставлять на продажу 7,5 млрд. штук (35% голосующих акций). Остальные акции, как это и предполагается, останутся в собственности государства. Если взять среднюю биржевую котировку в 85 рублей за одну акцию, то тогда стоимость выставляемого на продажу пакета составит около 640 млрд. руб. Деньги это вполне приличные, и в сегодняшней ситуации могут оказать достаточно эффективное воздействие на внутреннее денежное обращение. Напомним, что за 2009 год рублевая денежная масса выросла на 1 трлн. 200 млрд. руб., то есть 35%-ый пакет Сбербанка «весит» половину прироста денежной массы.

Для ликвидации инфляционного эффекта, вызванного притоком внешних спекулятивных ресурсов, этого количества акций хватит с избытком и поэтому, вполне вероятно, сразу продавать весь пакет и не придется. Но, в любом случае, он должен быть наготове, под рукой, чтобы в наиболее подходящий момент из него можно было взять нужное количество акций и выставить их на продажу.

Предлагаемый вариант регулирования внутренней ликвидности представляется нам гораздо более эффективным, чем практикуемый с недавнего времени административный нажим Центрального банка РФ на коммерческие банки с целью снижения процентных ставок по привлекаемым ресурсам. Понятно, что таким образом Центробанк хочет сделать спекуляции с российскими активами менее доходными, но назвать подобного рода действиями «рыночным регулированием» очень трудно.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).