будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 12, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Ревизия обещаний

Ревизия обещаний
gric_big

В четверг, 17 января правительство Тимошенко, вероятно, внесет в Верховную Раду план своей деятельности на пять лет, принятый в среду. В качестве подготовки к изучению этого документа мы проинвентаризируем некоторые социально-экономические обещания, выдвинутые той же Юлией Тимошенко и блоком ее имени в ходе предвыборной кампании.

Социальные и научно-технические обещания

Выплачивать при рождении первого ребенка пособие в 10400 гривен, второго ребенка – 15000 гривен, третьего и больше – 25000 гривен. По курсу украинского Нацбанка 5,05 гривны равны $1, то есть за первого дитятю выложат $2060, второго - $2970, и третьего – $4950. Далее, ежемесячная выплата по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет составит не менее 500 гривен. Кроме того, будут предоставляться долгосрочные кредиты на приобретение жилья для молодых семей сроком на 25-30 лет под 2%-4% годовых.

Первое, что бросается в глаза – эти обещания очень похожи на российский национальный проект в области демографии и жилищного строительства. У нас тоже было повышение пособий при рождении ребенка и по уходу за ребенком, а также программа помощи молодым семьям при получении жилья (впрочем, первое радикальное повышение выплат по рождению ребенка было сделано еще первым кабинетом нынешнего премьера). Но вот на создание системы «материнского капитала» Тимошенко все-таки не посягнула. И не потянет жилищные кредиты под 2%-4% годовых, так как в условиях мирового кризиса ипотечного кредитования процентные ставки во всех странах дружно идут вверх, и Украина не будет исключением.

Также очень похожа на российскую проектируемая система «социального рынка» лекарств для пенсионеров. Это следующий социальный тезис программы БЮТ, но предназначенный не для молодежи, а для лиц преклонного возраста. У нас это называется «система льготного лекарственного обеспечения», а как она работает, хорошо видно на фоне арестов государственных чиновников и служащих частных фармацевтических компаний, отвечающих за реализацию этой программы. Есть все основания предположить, что на Украине она будет работать аналогичным образом.

И еще один интересный социальный тезис – программа возвращения на родину граждан Украины, которые работают за границей. Этот тезис требует более серьезного рассмотрения, так как украинская диаспора за границей действительно существует, и она достаточно многочисленна. Самая известная – украинская диаспора в Канаде, которая сформировалась еще в царские времена из украинцев, по культурным, экономическим и религиозным соображениям не желавшим жить в Российской Империи, потом пополнялась после революции и Отечественной войны. Другая, менее известная диаспора находиться в Аргентине, и туда, уже в 20-е годы XX века, попали украинцы, не желавшие находиться под Советской властью. И, наконец, третья, самая многочисленная диаспора (если так ее можно назвать) находится в России.

Понятно, что план Тимошенко направлен в сторону именно этой части украинской диаспоры, так как две другие и так очень хорошо устроены. Более того, многие из них уже успели переселиться на Украину после обретения ею независимости, но, пожив и поработав несколько лет на исторической родине, разочаровались и уехали обратно. Поэтому, повторяем, призыв вернуться на родину направлен, прежде всего, к украинцам, живущим и работающим сейчас в России, но вряд ли он дойдет до их умов и сердец. Эти граждане покинули Украину потому, что там нет для них работы, а в России работа есть, и с каждым годом ее становиться все больше. Хотя, быть может, Тимошенко рассчитывала, что после того, как она станет премьер-министром, на Украине тоже начнется экономический бум и хозяйству потребуются дополнительные рабочие руки, которые надо будет перетащить обратно из России на Украину. Но будет ли на Украине экономический рост или нет – сказать трудно, поэтому пока его можно отнести только на счет буйной фантазии его автора.

Видимо этой же фантазией сотворен следующий тезис (уже научно-технический, а не социальный) – о создании на Украине аналога калифорнийской «Силиконовой долины». На Украине есть кадры хороших программистов, получило определенное распространение офшорное программирование, предполагающее выполнение заказов для зарубежных компаний, но американская Силиконовая долина строилась вокруг заказчиков внутри страны. Откуда они возьмутся на Украине, не вполне ясно, поэтому если и создавать аналог чего-то зарубежного, то не американской Силиконовой долины, а индийской, давно освоившей те же самые принципы аутсорсинга в сфере IT.

Транспортные обещания

Здесь у БЮТ все конкретно. Они, во-первых, предлагают достроить уже существующий нефтепровод Порт «Южный» (рядом с Одессой) – Броды до Плоцка (в Гданьске), чтобы транспортировать по нему нефть из каспийского бассейна (Азербайджан и в будущем, наверное, Казахстан) до Польши, минуя российскую территорию. При этом, наверное, часть этой нефти пойдет и на украинские НПЗ, что снизит их зависимость от поставок российской нефти. Сейчас, напоминаем, этот нефтепровод, построенный в 2002 году, работает в обратном режиме, то есть по нему качают нефть из России до Одессы, там ее грузят на танкеры и отправляют в дальнее зарубежье.

Во-вторых, БЮТ предлагает построить газопровод от Каспийского бассейна до Украины, чтобы опять же снизить зависимость от российского газа. Это тоже достаточно старый проект, о нем Тимошенко говорила еще в конце 90-х годов, когда была вице-премьером, потом его пытался реанимировать г-н Ющенко, как только стал президентом Украины. Буквально сразу же после своего избрания он летал в Туркмению, где встречался с тогдашним руководителем страны Сапармуратом Ниязовым, но, как теперь понятно, никаких позитивных решений этот визит не принес. Решение о строительстве этого газопровода не было принято, после чего «Газпром» прикрутил Украине вентиль и добился повышения цены. Поэтому неудивительно, что, стремясь стать премьером, Тимошенко сильно напирала на этот проект, хотя его перспективы очень сомнительны.

Нам кажется, что оба этих проекта, если они будут реализованы, принесут больше пользы для России, чем для самой Украины. Уже сейчас в России ощущается нехватка топлива из-за стремительно растущего автомобильного парка, и поставлять сырую нефть для экспорта становится все более накладно. Нефть нужна нам самим, так как, только увеличивая ее переработку, можно добиться удовлетворения растущего внутреннего спроса на бензин. Правда, надо оговориться, что сейчас нефть, поставляемая на украинские НПЗ, принадлежащие российским компаниям, после переработки в нефтепродукты поставляется обратно в Россию, и поэтому участвует в покрытии внутреннего спроса. Но с учетом политики украинских властей (например, захвата Кременчугского НПЗ, одним из акционеров которого является российская «Татнефть»), строить долговременные планы по использованию украинской нефтепереработки не имеет смысла. Лучше построить один-другой НПЗ на российской территории, и полностью прекратить поставки сырой нефти на Украину, перенаправив ее на эти новые заводы. А Украина может выкручиваться, как хочет, в том числе и получая нефть из Азербайджана или Казахстана.

Почти аналогичные соображения можно привести относительно планов строительства обходного газопровода. Если не учитывать саму сложность и дороговизну строительства (из Туркмении по дну Каспийского моря к побережью Азербайджана, потом через Азербайджан в Грузию по гористой и политически нестабильной местности, а потом по дну Черного моря до Украины), то этот проект, в случае его реализации, большого вреда России не принесет. Все-таки, газ, который сейчас поступает на Украину, и так как бы среднеазиатский, ну так он и будет поступать на Украину, но только другим маршрутом, более дорогим и нестабильным. Тем более, что после строительства газопроводов «Северный поток» и «Южный поток» потребность в украинской газотранспортной сети у «Газпрома» резко снизится, и что с ней будет происходить дальше, его волновать не будет.

Энергетические тезисы

Программа строительства нефте- и газопроводов хорошо накладывается на несколько других тезисов, связанных общей идеей ослабления энергетической зависимости Украины. Это перевод теплоэлектростанций с газа и мазута на уголь, создание в республике замкнутого ядерного цикла, а также строительство двух новых НПЗ и использование нетрадиционных видов энергии.

В принципе, эти шаги более или менее понятные. Поскольку газ для Украины будет только дорожать, и рано или поздно сравняется по стоимости с углем, которого в Донбассе еще много, имеет смысл уже сейчас готовиться к замене одного топлива другим. Тем более, что замена углем газа расширит рынок сбыта для угледобывающих предприятий и увеличит их доходность. Российский поставщик газа – «Газпром» - тоже не будет против такой замены, так как всегда сможет пристроить высвободившиеся объемы газа или на европейском рынке, или в самой России. Правда, при этом надо хорошо понимать, что стоимость электроэнергии и пара, произведенных с использованием угля, для потребителей будет гораздо выше, чем при использовании газа, и будут ли украинские потребители готовы платить эту цену, совершенно не ясно.

Приблизительно по такой же схеме спроектировано строительство новых НПЗ. Если уж «оранжевое» правительство Украины собралось получать нефть из Каспийского бассейна, то для переработки этой нефти (если, конечно, Украина не собирается быть чистым транзитером) нужны новые мощности. Но надо иметь в виду, что уже имеющихся мощностей украинских нефтеперерабатывающих заводов вполне достаточно, чтобы полностью залить ее рынок бензином, дизельным топливом и мазутом, был бы только спрос. Но спроса не будет, потому что скачок мировых цен на нефть и, соответственно, на бензин, сужает рынок его сбыта, поэтому продукция с уже имеющихся заводов не может быть полностью продана. Ну, а что придется делать с нефтепродуктами, произведенными на новых НПЗ, если их, конечно, построят? Единственным ответом на этот вопрос может быть соображение, что топливо с них будет отправляться на экспорт, минуя внутренний рынок. Этот проект, в принципе, эффективен, если только на него найдутся средства.

Снижение процентных ставок

Поскольку тезисы о необходимости снижения процентных ставок были разбросаны по многим частям предвыборной программы БЮТ, мы решили сгруппировать их в один отдел, чтобы разом закрыть эту тему.

Блок и его лидер постоянно обещали снижение процентных ставок, – по кредитам молодым семьям, для всего бизнеса, при финансировании энергосберегающих программ, - хотя грамотные экономисты должны прекрасно понимать, что ставка процента всего лишь показывает степень насыщения рынка капиталов. Если капиталов не хватает, то ставки растут, а если капиталов достаточно, то ставки падают. Поэтому, если экономическая власть той или иной страны озаботилась вдруг уровнем ставок, то ей надо принять меры по увеличению предложения капитала, то есть сбережений. Иначе борьба за снижение ставок будет напоминать борьбу за здоровье человека путем искусственного охлаждения градусника.

Но новые украинские власти, судя по программе БЮТ, именно так и собирались действовать, потому что уровень сбережений на Украине, мягко говоря, невелик, а ждать притока иностранного капитала в условиях глобального кризиса ликвидности, когда даже американские, швейцарские и немецкие банки-миллиардеры вынуждены обращаться за помощью к своим центральным банкам, не приходится.

Поэтому процентные ставки, которые сейчас на Украине, действительно, великоваты (14% годовых в гривнах по данным Национального банка Украины), могут быть доведены до европейского уровня (как обещало БЮТ) только путем активного вмешательства органов денежного управления в процесс создания сбережений. То есть наряду с добровольными сбережениями, которые создаются хозяйственными агентами самостоятельно, органы денежного управления начнут создавать искусственные сбережения, которые для хозяйственных агентов окажутся вынужденными.

К чему приведет политика искусственного снижения ставок путем создания вынужденных сбережений, предсказать легко. Так как частные банки кредиты по явно заниженным ставкам выдавать не будут, то это будет делать или украинский Сбербанк (в смысле – «Ощадбанк»), или какой-нибудь другой банк с государственным участием. Поскольку при низких ставках спрос на кредит явно превысит скудные ресурсные возможности госбанков, они начнут «получать подкрепление» от Национального банка Украины, то есть за счет кредитно-денежной эмиссии, и тут же начнут удовлетворять спрос.

Получив кредиты, счастливые заемщики ринутся на товарные рынки (жилья, стройматериалов и всего остального) и загонят цены за облака. После чего кабинету Тимошенко останется только заняться регулированием цен, она это, кажется, очень любит делать, чтобы показать народу свою заботу.

При этом, как и в других случаях, украинским реформаторам не надо далеко ходить, чтобы оценить возможные результаты своих нововведений. Достаточно посмотреть на Россию, чей опыт по реализации программы доступного жилья, в том числе и расширением ипотечного кредитования, привел к его превращению еще более в недоступное, чтобы понять, что и на Украине будет примерно то же.

Изменение хозяйственной структуры

Хозяйственная структура Украины, которая не сильно поменялась с советских времен, должна быть подвергнута сильной корректировке. Основным способом корректировки будет ликвидация неприродных (неестественных) монополий. Этот тезис из программы БЮТ понятен с политической точки зрения – врагами блока Тимошенко являются олигархи, владеющие группами предприятий, которые, с известной натяжкой, можно отнести к монополиям (не в мировом масштабе, конечно, а только в региональном). И борясь с монополиями, БЮТ борется с экономической и электоральной базой своих противников. Но с экономической точки зрения этот подход неперспективен. Как правило, олигархические (финансово-промышленные) группы создавались вокруг промышленного ядра – крупного предприятия, разделить которое на части физически невозможно. К этому ядру подсоединялись другие предприятия, как правило, связанные с ним по технологической цепочке. Так, к металлургическим комбинатам докупались железорудные месторождения, угольные шахты и электростанции. В результате создавался относительно замкнутый комплекс (концерн), в дополнение к которому создавался коммерческий банк, обслуживающий счета предприятий концерна. И финансово-промышленная группа была готова.

Потом к ней могли добавляться предприятия, потребляющие основную продукцию концерна, например, машиностроительные, трубные, рельсопрокатные и тому подобные, а также непрофильные, вроде пивоваренных или кондитерских. Если судить по денежному обороту предприятий, входящих в эти ФПГ, то они, действительно, могут претендовать на роль локальных монополий, причем, конечно, искусственных, так как естественных богатств на Украине, кроме угля и руды, относительно мало. Но месторождения этих ископаемых поделены между различными концернами, поэтому естественные монополии на территории Украины отсутствуют. Вот и остается бороться только с искусственными.

Как будет происходить борьба, видно из следующего тезиса программы БЮТ: вхождение в бизнес и выход из бизнеса должно быть максимально упрощены. Эту фразу можно понимать как угодно, но ясно, что старая русская поговорка: вход - рубль, выход – два, - уже не работает. То есть, когда у какого-нибудь олигарха будут отнимать собственность, то деньги ему, естественно, вернут. Но вернут только те, которые он потратил на приобретение актива. А вот рост капитализации актива за время владения и управления олигархом учитываться не будет. Видимо, это и сможет считаться упрощенной процедурой выхода из бизнеса, потому что промышленные активы приобретались в «лежачем» состоянии буквально за копейки, а теперь они стоят миллиарды.

Изменение в налоговой политике

Предполагавшиеся изменения в налоговой политике сами по себе немногочисленны, но очень затратны, так как блок Тимошенко планировал отменить, ни много ни мало, налог на добавленную стоимость. Для бизнеса и населения это будет, конечно, большим подарком, а вот для самого бюджета и получателей бюджетных средств - сильным ударом. Все-таки, за счет этого налога формируется около 35% доходов бюджета Украины, и за счет каких средств руководители страны смогут закрыть прореху, которая образуется в бюджете после отмены НДС, не совсем понятно. Тем более, что новое правительство, кажется, собирается только расширять бюджетные выплаты, а не сокращать их.

Таковы были основные социальные и экономические тезисы предвыборной программы БЮТ, лидер которого стал премьер-министром. Теперь появляется возможность сопоставить эти обещания с программой правительства, в котором именно представители БЮТ по большей части отвечают за экономический блок, и реальными шагами, которые правительство уже начало осуществлять.

См. также:

  • Гриценко. Ограничения и возможности украинской экономики
  • Гриценко. Российские виды на украинский урожай
  • Гриценко. Восстановление и проблемы украинского роста
  • Гриценко. Новый рецепт газового коктейля
  • Гриценко. Украина: новый шок
  • Карасев. Экономическое оживление на Украине обеспечено средствами из партийных касс
  • Андрей Левкин. Повторение недопройденного
  • Полит.ру Украина: 5 дней после
  • Полит.ру Украина: за 3 дня до
  • Полит.ру Украина: осталось 26 дней
  • Полит.ру Украина: за пять недель до
  • Полит.ру Украина: С. против Т., а остальным лениво
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).