будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 17, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Революция Грефа

Революция Грефа
gref_650_430_3
Герман Греф. Источник: Фото с сайта Сбербанка

В конце прошлой недели было обнародовано краткое содержание письма президента Сбербанка РФ Германа Грефа, адресованное премьер-министру Владимиру Путину. В письме руководитель крупнейшего российского банка излагает достаточно серьезные предложения по реформированию денежного обращения в стране. Вкратце эти предложения сводятся к тому, чтобы заменить действующее наличное денежное обращение, при котором физические лица в расчетах используют банкноты и монеты, на безналичное обращение, при котором каждому гражданину России открывается банковский счет и выдается платежная карточка. После чего расчеты физических лиц производятся путем зачисления и списания средств на этот карточный счет.

Поскольку автор данного предложения прекрасно понимает, что добровольно перейти на безналичные расчеты мало кто согласится, он предлагает проводить его в жизнь законодательным путем. Сначала надо будет обязать всех работодателей выплачивать заработную плату переводами на карточные счета своих сотрудников, а органы социального и пенсионного обеспечения – выплачивать пособия и пенсии аналогичным способом. Далее, надо будет обязать торговые и сервисные компании принимать платежи только по карточкам. После чего общий платежный оборот в стране окажется замкнутым, и денежные средства граждан все время будут находиться в рамках банковской системы.

В рассматриваемом предложении также учитываются размер страны и вытекающие из него недостатки. Поскольку страна у нас большая, а уровень технической оснащенности банков и торговых предприятий везде разный (а также очень разными являются показатели товарооборота), то внедрение системы безналичных расчетов для физических лиц должно происходить в несколько этапов, только постепенно добираясь до всех медвежьих углов - как в географическом, так и в финансовом смысле этого слова.

Кроме мер законодательного принуждения, предлагается использовать и финансовое стимулирование. Предприятиям торговли и услуг будет дана возможность снизить НДС на 5 процентных пунктов (это положительный стимул), и в то же время для них повысят стоимость услуг по инкассации наличной выручки (отрицательный стимул). При этом надо думать, что это финансовое стимулирование будет временным, на переходный период, так как организатору денежного обращения в стране – Центральному банку – не надо прибегать ни к какому стимулированию, чтобы изменить способы расчетов. Поскольку он является монополистом в области наличного денежного обращения, и от его воли зависит, выпускать банкноты или не выпускать, то он может произвести перевод на безналичные расчеты в принудительном порядке, просто перестав выпускать банкноты.

Также вызывает недоумение предложение использовать пониженные ставки НДС. Для торгово-сервисных предприятий более логичным было бы применить пониженную ставку налога на прибыль, что вместе с повышением стоимости услуг инкассации и создало бы необходимые условия для перехода к массовым безналичным расчетам. Однако это все только детали возможного перехода на новую систему расчетов в экономике, и на фоне тех эффектов, которые, предположительно, она должна дать, эти детали являются малозначащими.

Наиболее крупных эффектов, которые, по мнению Президента Сбербанка, должен принести переход на систему безналичных расчетов, два:

резкое сокращение теневого платежного оборота и, соответственно, рост налоговых поступлений; резкое увеличение ресурсной базы банковской системы и, соответственно, значительное расширение банковского кредитования.

Хорошо известно, что использование «черного нала» является самым распространенным способом ухода от налогообложения. Нигде не задокументированная выручка обслуживает покупки крупных товарных партий, выплату доходов «в конвертах», дачу взяток и тому подобные незаконные действия. Избавиться от них и заставить участников теневого оборота полностью платить все налоги – это мечта любого крупного государственного деятеля, и не удивительно, что она овладела бывшим министром экономического развития.

Правда, здесь надо все-таки отметить, что львиная доля нелегальных платежей у нас в стране производится в долларах и евро, поэтому перевод на безналичную систему расчетов рублевых сделок в этом смысле большого эффекта не даст. Вот если бы был прекращен выпуск наличных долларов и евро, тогда, конечно, деваться было бы некуда. Но об этом сейчас даже и мечтать не приходится.

Что же касается расширения ресурсной базы коммерческих банков, то здесь перспективы более ясные. В структуре рублевой денежной массы остатки средств юридических и физических лиц на счетах в банках составляют 15 трлн. руб., а наличные деньги в обращении – 5 трлн. руб. (данные на 01 июня 2011 года). Поэтому совершенно естественным выглядит желание привлечь наличные деньги на банковские счета, и одним махом увеличить ресурсы банковской системы на 33%. Выгоды от такого расширения банковских балансов будут очень даже велики.

Во-первых, банки процентами не оплачивают текущие счета, да еще к тому же берут комиссионные за многие платежи. После массового открытия карточных счетов комиссионные доходы банков резко возрастут.

Во-вторых, хотя понятно, что большая часть средств, поступающих на карточные счета, долго там не залеживается, и банки не смогут использовать их полностью как ресурсы для выдачи кредитов, тем не менее, такая возможность все же существует. Пусть даже эти остатки будут длиной в один месяц, так сказать, от зарплаты до зарплаты, все равно, для банков и такие ресурсы смогут стать дополнительным источником богатства.

В-третьих, не стоит забывать, что любая массовая выдача наличных денег (например, на зарплату) означает резкое ухудшение ликвидности банка. Хотя, конечно, банки пытаются с этим как-то бороться, но для небольших банков это очень трудно. Но если заработная плата и другие доходы будут поступать на карточные счета, то есть переводиться с одного банковского счета (расчетного счета предприятия-работодателя) на карточные счета его работников, открытые в том же банке, то у банка никакой потери ликвидности не будет. Просто произойдет внутрибанковское перемещение средств, и все. Конечно, полученные средства владельцы карточных счетов будут тратить, но будут они это делать постепенно, поэтому массового единовременного оттока средств из банков, как это происходит сейчас, при наличной форме оплаты, уже не будет.

Однако не для всех банков перевод расчетов физических лиц в безналичную форму принесет перечисленные выгоды. Для тех банков, которые активно занимаются обналичиванием и зарабатывают на этом хорошие деньги и которые будут лишены этой важной (или даже единственной) статьи доходов,

идеи Германа Грефа могут стать смертным приговором.

Таким образом, предложение президента Сбербанка, без преувеличения, можно назвать революционизирующим нашу банковскую систему. Но революция осуществится, если удастся преодолеть сопротивление всех заинтересованных сторон, которых, как можно видеть, достаточно много. Хватит ли их могущества, чтобы остановить этот процесс? Об этом можно будет судить только по результату – исчезнет ли у нас наличное денежное обращение, или нет.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).