будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
США
Май 20, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Рискованный отказ

Рискованный отказ
2013-12-24_022902
Глава ФРС Бен Бернанке на пресс-конференции

Федеральная резервная служба США приняла решение о постепенном прекращении третьего раунда программы количественного смягчения, который начался в сентябре 2012 года. Этот раунд состоял в том, что ФРС ежемесячно покупало облигации Правительства США и ипотечные облигации, реинвестировало доходы по своему портфелю ценных бумаг в эти же облигации и удерживало базовую процентную ставку на уровне 0.25% годовых.

Постепенное сокращение означает, что начиная с нового, 2014 года, ФРС будет каждый месяц уменьшать реинвестирование и покупки облигаций. Если с момента принятия этой программы ФРС покупала и реинвестировала доходы от облигаций на $85 млрд. ежемесячно, то с Нового года объем этих операций будет снижаться на $10 млрд. в месяц пока не дойдет до нуля. После чего пересохнет основной канал, по которому деньги закачивались в американскую банковскую систему для поддержки на плаву и американской, и мировой экономики.

Чем могло быть вызвано подобное решение? Судя по статистической отчетности, экономика США показывает все признаки выздоровления: ВВП растет – безработица снижается. Так, во II квартале 2013 года ВВП вырос на 2.8%, а в III – уже на 3.6%.  За то же время уровень безработицы снизился до 7% от экономически активного населения, хотя еще в начале года он составлял 7.9%, а в разгар кризиса, в октябре 2009 года, - даже 10%.

Исходя из этих данных, в ФРС могли сделать вывод, что в дальнейшей поддержке американское хозяйство вроде бы уже не нуждается. Кроме того, ФРС не могла не понимать, что дополнительная накачка денежных средств в банковскую систему США никакого позитивного эффекта не приносит. Да, американские банки имеют сейчас денежные резервы, которые позволят им пережить любой набег вкладчиков (если он, конечно, будет), но, к сожалению, банки эти избыточные резервы никуда не вкладывают (то есть новых кредитов не выдают), и поэтому для «реального сектора» пользы от этих резервов никакой нет.

То есть реальный сектор выздоравливает как бы сам по себе, а банки стоят в стороне. В этой ситуации было бы вполне логично уменьшить или даже вовсе прекратить денежную эмиссию, так как свою основную задачу – предохранить банки от банкротства – она уже выполнила, а дополнительную задачу – стимулировать экономический рост – у нее выполнить не получается.

Правда, несмотря на вроде бы безупречное обоснование подобного решения, определенные изъяны у него есть. Начнем с того, что в США сокращается не только безработица, но и инфляция. Индекс цен производителей продукции за последние 12 месяцев (ноябрь 2013 года к ноябрю 2012 года) составил всего 0.3%, причем в течение этого периода индексы несколько раз становились отрицательными.

На первый взгляд, это хорошо, так как явно избыточное денежное предложение не приводит к росту цен. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что падение темпов роста цен до нуля с последующим переходом в зону отрицательных значений означает появление дефляции. А вот дефляцию ФРС не должна допускать ни в коем случае, так как это явление носит очень разрушительный характер.

Когда хозяйственные агенты видят, что цены не растут или даже снижаются, то у них появляется искушение отложить покупки, если они не самые срочные, и еще немного подождать: а вдруг цены снизятся еще сильнее, и покупка какого-нибудь товара (особенно если это товар длительного пользования) обойдется гораздо дешевле. И если хозяйственные агенты не смогли преодолеть это искушение и не потратили все свои деньги немедленно, то они откладывают покупки «на потом». Что это означает для экономики? Это означает, что объем продаж товаров падает и начинают расти их запасы. После того, как эти запасы достигли критической отметки, производители сокращают выпуск и увольняют персонал. Тогда ВВП падает, безработица растет и кризис начинается снова.

Такого рода поведение хозяйственных агентов называется «дефляционными ожиданиями», и вот с ними-то ФРС (как и все остальные Центральные банки) должна бороться в первую очередь.

Глядя на текущую экономическую ситуацию в США, нетрудно увидеть, что дефляция и ее отрицательные последствия могут вот-вот начаться. Во всяком случае, три последних месяца индексы цен производителей были отрицательными (правда, не очень большими). Но ФРС почему-то не хочет этого замечать.

Другой изъян решения ФРС о сокращении программы количественного смягчения состоит в том, что прекращение практически дарового финансирования банковской системы однозначно повлечет за собой рост процентных ставок на денежном рынке. Более того, этот рост уже начался. Когда в июне текущего года председатель ФРС Бен Бернанке впервые обмолвился о предстоящем прекращении программы, доходность пятилетних американских государственных облигаций выросла с 0.8% до 1.6%, 10-ти летних облигаций – с 1.9% до 2.7%, 30-ти летних – с 2.9% до 3.8%; доходность американских 30-ти летних ипотечных облигаций – с 3.5% до 4.5%. Таким образом, период практически нулевых ставок, длившийся с 2009 года, подошел к концу.

Может быть, для большинства американских заемщиков этот рост не окажется значимым, так как многие из них и так не берут новых кредитов. Но существует как минимум две группы заемщиков, для которых этот рост ставок оказывается очень опасным. Первая группа – это Правительство США, вторая группа – развивающиеся экономики.

Правительство США попадает в тяжелую ситуацию, так как рост процентных ставок означает, что оно теперь должно больше платить по новым долговым обязательствам. И хотя рост ставок на один процентный пункт выглядит небольшим, но в абсолютном выражении с учетом имеющегося дефицита бюджета увеличение выплат будет достаточно серьезным. А дефицит федерального бюджета США все посткризисное время был очень большим – в среднем $1.5 трлн. за каждый бюджетный год, и вряд ли он сильно сократиться в ближайшие несколько лет.

Для развивающихся экономик, которые являются заемщиками на мировом рынке капиталов, рост процентных ставок может ухудшить экономическую ситуацию достаточно серьезно. Все-таки платят они за внешние ресурсы гораздо больше, чем заемщики из США, так как несут на себе дополнительные риски и, в частности, валютный. Соответственно, с сокращением денежной эмиссии они попадают под двойной удар: из-за ее уменьшения капиталы на мировых рынках станут дороже, чем раньше, а вероятность девальвации неконвертируемых валют повышается. Соответственно, и рост базовых процентных ставок, и рост страновых рисков тут же закладывается в процентные ставки и они сильно вырастают.

Причем, вырасти они могут так сильно, что приток внешних ресурсов в эти страны (а их большинство) сократится, а вслед за этим уменьшатся инвестиции, выпуск и занятость. И кризис, которого, может быть, удастся избежать США, имеет шанс начаться в этих странах.

Однако рост процентных ставок по капиталам, привлекаемым на мировом рынке – это только одна трудность, с которой столкнутся развивающиеся экономики. Другая трудность заключается как раз в том, что дефляция на американском товарном рынке означает ухудшение условий реализации для товаропроизводителей, в том числе и для производителей из развивающихся стран, для многих из которых США являются основным рынком сбыта. Эти производители попадают в клещи: капиталы, которые они привлекают для финансирования своего производства, будут дорожать, а цены на их продукцию останутся прежними или даже будут снижаться.

Кстати, за тот же период (ноябрь 2013 года к ноябрю 2012 года) цены на ненефтяные товары, импортируемые в США, снизились на 1.2%.

Конечно, мы далеки от мысли, что изменение политики ФРС происходит, в том числе и для того, чтобы как-то испортить хозяйственную жизнь развивающимся странам и заодно своему собственному правительству. Но то, что вследствие прекращения программы количественного смягчения риски ухудшения общеэкономического положения сильно возрастают, достаточно очевидно.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).