будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 12, 2025
Хозяйство

Россия готова хеджировать ценовые риски для нефтегазовых доходов

Россия готова хеджировать ценовые риски для нефтегазовых доходов
blur-1853262_1280
Фондовый рынок. Источник: pixabay.com

Российское правительство работает над идеей хеджирования ценовых рисков для нефтегазовых доходов по аналогии с используемым Мексикой механизмом покупки пут-опционов. Указание рассмотреть такую возможность для защиты доходов государства от резкого падения цен на энергоресурсы дал правительству президент Владимир Путин, почти одновременно сообщили в конце июня «Интерфакс» и Bloomberg. По замыслу авторов инициативы, если верить источникам информагентств, правительство может за счет средств Фонда национального благосостояния, куда поступают доходы бюджета от превышения ценами на нефть уровня в $42,4 за баррель (это цена отсечения по бюджетному правилу на 2020 год).

Директор Института проблем глобализации Михаил делягин в эфире канала «Россия 24» указал, что это, фактически, обычное страхование. «То есть государство обращается к группе банков и говорит: "Дорогие друзья! Это нормальная страховая сделка. Если цена нефти падает ниже определенного уровня, о котором мы с вами договариваемся, вы мне платите, возмещаете потери от этого падения. Если цена нефти выше, я вам плачу за страховку". Как при обычном страховании, обычная страховая операция», — объяснил он.

Доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве Леонид Крутаков указал, что у современного рынка нефти несколько особенных принципов. Первый — «Ни один инструмент регулирования рынка не работает. Мы видим, что нефть может упасть, как это было в 2014 году, с 135 до 30 долларов. То есть это никакими рыночными, никакими производственными факторами необъяснимо». Второй был озвучен еще во времена Великой депрессии в США: «Если кто-то один из участников рынка нарушает свою квоту, то рушится весь рынок. Что и было продемонстрировано Саудовской Аравией совсем недавно. Когда ОПЕК+ рухнула, Россия сохраняла свой объем добычи, а Саудовская Аравия просто привела рынок в бешенство, так сказать, психологическое».

«Поэтому, конечно, страховать, хеджировать — это единственный рыночный способ страхования рисков. У нас сейчас ЦБ и Минфин ссылаются, что их устраивает бюджетное правило. Но бюджетное правило ничего не страхует. Бюджетное правило — это способ извлечения сверхдоходов у нефтяных компаний, как это было сделано в Норвегии, когда посчитали, что если у тебя доходность в нефти 50%, а треску ты ловишь с рентабельностью 10%, то рано или поздно треску ловить перестанут. И они ограничили доходность нефтяной отрасли именно средней доходностью по рынку. Вот, собственно говоря, чем продиктовано бюджетное правило», — указал Леонид Крутаков

«В ближайшее время, скорее всего, какого-то грандиозного падения не произойдет. Но давайте посмотрим чуть вперед. В середине сентября Америка войдет в терминальную стадию подготовки к выборам, и для того, чтобы подсадить Байдена, так сказать, финансовые спекулянты вполне могут завалить мировые финансовые рынки. Так же, как они завалили в 2008 году, чтобы подсадить Обаму. Потому что Lehman Brothers можно было держать на плаву еще пару лет. А дальше 4 ноября внутриэлитная и холодная гражданская война в США легко может перестать быть внутриэлитной и холодной, потому что и Байден, и Трамп дали понять, что поражения своего не признают. И специалисты говорят, что непонятно, что будет вообще с американской экономикой, если там начнется гражданская война. Что произойдет при этом с нефтью? Что произойдет при этом в целом с мировой экономикой? Мы сейчас находимся перед лицом зияющей неопределенности, когда может случиться все что угодно. И очень полезно посмотреть, что если бы мы по мексиканской схеме — Мексика занимается хеджированием цен на нефть с 1991 года, скоро 30 лет — с 2015 по 2019 год хеджировали бы цену на нефть, то у нас дополнительные доходы от этого были бы 4,4 триллиона рублей. Это официальная оценка, это не моя оценка, органы государственной власти зафиксировали», — объяснил Михаил Делягин.

В эфире канала РБК, где также обсуждали хеджирование ценовых рисков, старший аналитик агентства WMT Consult Валерий Андрианов указал, что данная инициатива преследует не столько интересы конкретной корпорации или нефтяной отрасли в целом, сколько интересы всего российского государства и бюджета. «Та же "Роснефть" уже достаточно застрахована, поскольку она торгует на долгосрочных контрактах, поэтому данная инициатива больше в интересах других нефтяных компаний и прежде всего государственного бюджета, поскольку позволяет снизить риски наполнения бюджета в это достаточно непростое время», — считает Андрианов.

Аналитик указал, что хеджирование ведется, исходя из мировых цен. «То есть, как мы знаем, нефтяной рынок, волатилен, то есть всегда можно надеяться, что цены будут хорошие, что они увеличатся. Но, на самом деле, никто за эти цены не может отвечать, это — непредсказуемая игра, и поэтому всегда надо быть готовым к тому, что цены упадут. Как раз вот недавний кризис, пандемия показали, как сильно может ударить падение нефтяных цен по экономике нефтедобывающих государств. И поэтому надо использовать этот механизм для того, чтобы обезопасить себя от таких рисков. То есть я хотел бы сказать также о том, что этот механизм, он будет иметь не только чисто экономический эффект, но и политический. Мы вот помним, что сейчас было весной нынешнего года, когда Саудовская Аравия, фактически, пыталась выкручивать руки России и другим нефтедобывающим странам для того, чтобы добиться сокращения, а сама одновременно заливала весь мировой рынок нефтью для того, чтобы сбить котировки. Так вот мы бы не дали устроить такую нечестную игру. Если бы у нас был механизм хеджирования, мы могли бы не поддаваться ни на какие провокации. То есть этот механизм позволил бы нам проводить абсолютно независимую нефтяную политику, не бояться того, что какой-то нечестный игрок устроит такой демпинг на мировом рынке или развяжет против нас очередную санкционную войну», — сказал он.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).