будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Китай Россия
Июль 10, 2025
Хозяйство
Левкин Андрей

Россия и Китай взаимодействуют неторопливо

Россия и Китай взаимодействуют неторопливо
expo-1
Первое Российско-Китайское ЭКСПО в Харбине. Источник: Фото: portnews.ru

Глава Банка России Набиуллина в Пекине обсудила с председателем Народного банка Китая Сяочуанем соглашение по валютным свопам рубль-юань и, заодно, меры по стимулированию взаимных расчетов в нацвалютах. С Китаем любопытно: довольно много эпизодов взаимодействия, откуда интерес – эпизоды разрозненные или из них складывается уже что-то единообразное?

Что касается темы свопов (см. Вики, там даже с формулами), то еще в июне министр финансов  Силуанов заявлял, что Центобанки России и Китая могут договориться о проведении валютных свопов для экспортных расчетов в национальных валютах. Но предыстория была и тут: еще в мае Путин  "выдвинул в Шанхае идею создания новых механизмов по управлению взаимными (России и Китая) валютными резервами, которые позволят сделать рубль и юань более устойчивыми, в том числе внести вклад в повышение устойчивости мировой финансовой архитектуры".

Но тут такое дело: повышение данной устойчивости - дело долгое, а рассчитываться в нацвалютах полезно и сейчас. На сегодня Россия занимает девятое место в списке десяти основных торговых партнеров КНР. За последние 10 лет объем двусторонней торговли вырос более, чем в 7 раз - с $12 млрд. в 2002 году до $88,2 млрд. в 2012 году. Тут и стратегия объявлена: довести ее объем до $100 млрд. к 2015-му и до $200 млрд. к 2020-му году.

Но и без стратегии годится: товарооборот большой и странно рассчитываться между собой в долларах, постоянно суетясь с обменом туда-сюда на нацвалюты. В принципе, идея уже реализуется, когда месяц с чем-то назад Россия и Китай подписали соглашение о поставках газа на 30 лет, то в контракте указали, что расчеты могут производиться в альтернативной валюте, а не в долларах (в них рассчитываются за газ во всем мире). Впрочем, это тоже, скорее, теория, контракт с Китаем – пока соглашение о намерениях, поскольку российская сторона должна напарвить на него $55 млрд., а их у "Газпрома"  нет.

Теория это и с точки  зрения внесения "вклада в повышение устойчивости мировой финансовой архитектуры". Грядущий идеал двусторонней торговли - $200 млрд. к 2020-му. А уже сейчас у Китая с Европой более $500 млрд, с США $500 млрд (с отрицательным сальдо для США в $315 млрд) и даже с Южной Кореей более $240 млрд.

Но есть и конкретная прагматика: китайцев интересует инвестирование в российские проекты по части инфраструктуры, энергетики, строительства железнодорожных магистралей (имеется в виду модернизация БАМа и Транссиба). Это все логичней также делать вне долларов. То есть, наблюдается постоянное балансирование между теорией и практикой. И всякое взаимодействие двух стран при желании можно трактовать и так, и сяк.

Какие тут бывают теории 

Вообще, здесь область журналистики намерений, которая ни разу не обходится без слов "геполитика", "стратегия"  и т.п. Схема уже привычная: Москва полагает (уже давно), что объединение чего-нибудь с Пекином поможет России вытеснить США с доминирующих позиций в мире. Альтернативная версия ровно альтернативна: бóльшую опасность для РФ представляет не Запад, а сам Китай.

Но приоритетность Китая сейчас усилилась по причине известных обстоятельств (Украина, Запад, санкции). То есть, геополитически имеется  в виду сильно изогнуть "экономический вектор" (ранее – как бы европейский)  в китайскую сторону. Тот же газовый договор трактуется именно с этого, геополитико-экономического бока, хотя реальная экономическая выгода не обсчитана. В общем, если рассуждать как в мультиках или комиксах, то Москва вместе с Пекином хочет создать такой мощный геополитический центр силы, который умножит на ноль (ну, на 0,1) весь геополитический потенциал США. Ну, осталось понять, как к этому относится Китай.

Но, разумеется, в России в этой рамке Китай к РФ уже пристегнули. 20 июня была волшебная статья в РИА-новостях, там прямо и сообщалось (ну, знак вопрос для задумчивости): "Россия-Китай: новый центр силы?". Цитата (большая, потому что геополитка):

"Президент США Барак Обама в Вест-Пойнте назвал соперниками (и чуть ли не врагами Америки) Россию и Китай. Возможен ли военно-политический альянс Москвы и Пекина?
В своей недавней речи перед выпускниками военной академии в Вест-Пойнте президент США Барак Обама приравнял Россию и Китай к соперникам и даже чуть ли не врагам Соединенных Штатов. Он заявил, что региональная агрессия, остающаяся безнаказанной – на юге Украины, в Южно-Китайском море или где-либо еще в мире — повлияет на союзников Америки и может втянуть в конфликт ее армию. …
В ходе своего выступления Барак Обама заявил, что его страна все-таки смогла добиться изоляции России. По его словам, благодаря лидерству Америки мир немедленно осудил российские действия на Украине: Европа и G7 присоединились к санкциям, а НАТО укрепила обязательства перед Восточной Европой. Таким образом, Обама еще раз подчеркнул превосходство США надо всеми и поставил две другие ключевые державы – Россию и Китай – во второй ряд".

Понятно, сам себя ключевой державой не назовешь – никто не назовет, ну и Китай заодно тут рядышком, как равный партнер. В мультиках так обычно и рисуют. Мотивировки намерений тоже, как и положено мультикам, исходят из общечеловеческих бытовых ценностей:
"Далеко не всем в Пекине, уже не говоря о Москве, гегемония американских партнеров по душе. И если предположить, что Россия и Китай создадут тесный альянс – это вполне может стать конкурентным по отношению к США центром силы".

В той же риа-новостной статье было аж такое мнение: "Профессор Российского университета дружбы народов Юрий Тавровский добавил, что динамика сдерживания России и Китая позволяет говорить о том, что уже через 2-3 года на повестку может быть поставлен вопрос о заключении нового военно-политического альянса двух стран".

Ну, тут уже даже и в РИА уточнили: "Впрочем, президент России Владимир Путин считает, что время блоков прошло, и сегодня необходимо развивать уже существующие форматы взаимодействия".

В общем, теория расцветает как угодно, то есть – каких-то реальных оснований для такой геополитики и нет. 

Теория и уже немного практики

О нацвалютах уже было, а рядом есть еще одна история. 3 июня тот же министр финансов Силуанов сообщил, что Россия и Китай создадут совместное рейтинговое агентство. Ну, агентство как агентство, "будет использовать те же самые инструменты, критерии оценки страновых, региональных инвестпроектов, что и используются действующими рейтинговыми агентствами".

По словам Силуанова, Москва и Пекин рассчитывают, что "агентство будет вне политики" и предоставляемая им оценка "будет исключительно экономической. На первых порах оно будет заниматься оценкой проектов и инвестиций в области российско-китайского сотрудничества, а также с участием ряда азиатских стран. По мере набора веса и авторитета агентства, мы считаем, оно может выйти на уровень, когда им смогут пользоваться и другие страны".

Но вот это тоже все-таки больше теоретическое действие. Потому что это очень долгая история. Чтобы выдавать рейтинги, которыми бы пользовались мировые финансовые институты, агентству самому надо получить очень высокий рейтинг.

Совсем практика

Пара совместных проектов, новости о которых возникали в последнее время – чтобы оценить степень их конкретности и возможности перерастания во что-нибудь стратегическое.

30 июня во время круглого стола на выставке "Первое российско-китайское ЭКСПО" в Харбине вице-премьер Рогозин заявил о готовности приступить к сотрудничеству с Китаем в проектах по освоению Марса и Луны: "Если говорить о пилотируемой космонавтике и об освоении дальнего космоса, совместном освоении Солнечной системы, прежде всего это Луна и Марс, мы здесь готовы двигаться вместе с нашими китайскими друзьями рука об руку".

Ну, справедливости ради надо добавить, что 7 июля было и конкретнее: "российское НП "ГЛОНАСС" и китайская Канцелярия по спутниковой навигации договорились о реализации пилотных проектов в сфере обеспечения безопасности полетов и судоходства, в рамках которых на территории Китая будут размещены наземные станции ГЛОНАСС: "Эта система навигации, посадки и мониторинга сигналов будет обеспечивать спутниковую навигацию для полетов методом зональной навигации и точный заход на посадку, работая по двум созвездиям ГЛОНАСС и "Бейдоу" (китайская навигационная система)", - сказал вице-президент НП "ГЛОНАСС" Евгений Белянко".

Разное

Еще две истории. 23 июня Лента.ру (ну, не понять, чей она теперь инструмент влияния) публикует "На Китай положат "Силу Сибири"". Подзаголовок: "Арктические амбиции Пекина "успокоят" российским газопроводом". Первый абзац:
"В августе начнется строительство газопровода «Сила Сибири». Об этом стало известно 18 июня из соответствующего сообщения управления информации «Газпрома». Ветка создается для обеспечения контракта, заключенного 21 мая в Шанхае между «Газпромом» и CNPC. Рассчитанный на 30 лет проект и ранее сильно политизировался, однако в эти дни его политическое значение еще больше выросло на фоне притязаний Китая на арктические ресурсы".

То есть, у газопровода еще и компенсирующая функция: как-то умиротворить Китай, который не так, чтобы пускают в Арктику. В целом все вполне позитивно и разнообразно. Правда, такая манера действий: постоянное смешивание вечного и сиюминутного - без генеральной линии, с неторопливыми активностями на разных участках, это, скорее, народная китайская стратегия. Ну, собственно, и что с того.

Зато есть еще совершенно конкретное и российское. 3 июля Д.Медведев сообщил о планах использовать иностранных специалистов во время заседания коллегии Минстроя: "Сейчас планируется подписание меморандума по взаимопониманию и сотрудничеству между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в этой сфере. Таким образом, и китайские строители могут быть привлечены к возведению жилья в рамках наших программ". По мнению Д.Медведева, этот шаг "будет способствовать усилению конкуренции на данном рынке".

Вот, казалось бы, чисто практика. Но куда ж деться от неизбежных стратегических последствий? 

Левкин Андрей
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).