Российское правительство, на фоне иностранных санкций и ухудшения кредитного рейтинга, которое с высокой вероятностью произойдет уже в ближайшем будущем, решило форсировать процесс создания национального рейтингового агентства, которое смогло бы по достоинству оценить российских эмитентов долговых обязательств.
Ответственным за создание единого национального агентства является первый вице-премьер Игорь Шувалов. По данным «Коммерсанта», именно он в ближайшую неделю проведет совещание со всеми заинтересованными лицами.
Согласно проекту, национальное российское рейтинговое агентство должно стать заметным игроком на глобальном рынке — для этого придется заключать партнерские соглашения с другими рейтинговыми агентствами, которые не входят в «Большую тройку».
Сегодня в разных странах существует более ста рейтинговых агентств, однако более 90% глобального рынка рейтинговых услуг контролирует «большая тройка» — американские компании Moody's, Fitch и Standard & Poor's.
Рейтинговые агентства в других странах, даже претендующие на глобальную роль, практически незаметны на фоне «большой тройки».

Так, например, в Китае в 1994 году близким к государству бизнесменом Гуань Цзяньчжуном было основано агентство Dagong Global Credit Rating. В 2010 году оно попало во все сводки новостей благодаря тому, что китайские специалисты понизили кредитный рейтинг Соединенных Штатов. Сейчас, согласно рейтингу Dragon, китайские долговые бумаги намного надежней американских: они имеют рейтинг AA+ со стабильным прогнозом против A- с негативным.
Крупные конкуренты у «большой тройки» есть также в Канаде и Японии. В 1976 году канадским коммерсантом Уолтером Шредером была основана компания DBRS (Dominion Bond Rating Service), которая и сегодня является одним из ключевых игроков на региональном рынке.
Рейтинги японской компании Japan Credit Rating Agency (JCR), основанной в 1985 году, даже признаются Комиссией США по ценным бумагам (SEC). Главный конкурент JCR на японском рынке — компания Rating and Investment (R&I). Оба рейтинговых агентства основаны крупнейшими местными информационными агентствами, что делает ситуацию в стране восходящего солнца похожей на российскую.
Первое российское рейтинговое агентство было образовано в 1997 году – президент Борис Ельцин подписал указ о создании Национального рейтингового агентства на базе государственного информагентства «Интерфакс». НРА существовало до кризиса 1998 года, после которого прекратило деятельность. В 2000 году организация возродилась под названием «Рейтинговое агентство Интерфакс» и в 2004 году заключила договор о стратегическом партнерстве с агентством Moody's. После этого агентство было переименовано в Moody's Interfax Rating Agency и в таком виде существует до сих пор.
Агентство «Эксперт РА» в рамках одноименного медиахолдинга было основано в 1997 году, однако изначально занималось не присвоением кредитных рейтингов, а «ренкингом», то есть публикацией списков крупнейших банков, страховых компаний и т.д. Кредитные рейтинги «Эксперт РА» начал присваивать с 2001 года.
Национальное рейтинговое агентство (НРА, ранее – РА НАУФОР) было основано в 2000 году и не имеет никакого отношения к докризисному проекту «Интерфакса». НРА занимается главным образом присвоением рейтингов компаниям, акции и облигации которых торгуются на фондовых рынках.

Эти три агентства контролируют более 80 процентов российского рынка рейтинговых услуг, так что их тоже можно считать «большой тройкой», только не глобального, а российского масштаба.
Около 15% рынка контролируют две компании. Агентство «Рус-Рейтинг» работает главным образом с рейтингами банков. Агентство AK&M образовано в 2005 году как дочерняя компания одноименного информационного агентства.
При этом правительство на пути создания мощного и уважаемого рейтингового агентства ждет множество препятствий.
Во-первых, рейтинговое агентство должно, в первую очередь, заслужить доверие не тех, кому оно ставит рейтинги (крупному банку не сложно заплатить за получение дополнительного рейтинга), а тех, кто пользуется рейтингами для покупки долговых бумаг частных компаний и государственных структур. Иными словами, даже если завтра правительство создаст свое агентство и заставит всех эмитентов долговых бумаг получать у него кредитный рейтинг, это может стать чистой формальностью, если никто из покупателей облигаций не будет обращать внимание на эти показатели.
Во-вторых, создать рейтинговое агентство не так просто, как кажется. В теории можно воспользоваться одним из существующих игроков и на его базе выстроить бизнес, но все рейтинговые агентства – частные акционерные общества, которые живут в соответствии с собственной стратегией, и не факт, что их владельцы легко согласятся на продажу.
Впрочем, именно второй вариант, по информации «Коммерсанта», рассматривается аппаратом Игоря Шувалова как основной. В качестве одного из сценариев рассматривается создание рейтингового агентства международного масштаба на базе «Рус-Рейтинга». Это агентство хоть и не слишком большое, но с 2013 года входит в проект Universal Credit Ratings Group (UCRG), в котором также участвуют китайское агентство Dagong Global Credit Rating Co и американское Egan Jones Rating.

Гендиректор «Рус-Рейтинга» Александр Зайцев считает, что проекту UCRG поддержка российского правительства будет очень кстати. Она, уверен Зайцев «способна придать ему новый импульс и качество». Он даже не исключил, что в случае поддержки правительства в другие рейтинговые агентства присоединятся к проекту.
Впрочем, российское Министерство финансов (по крайней мере, в ближайшие три года) не собирается отказываться от услуг Moody's, Fitch и Standard & Poor's по присвоению России и ее долговым бумагам суверенных рейтингов. Возможно, Минфин пока не уверен в доверии, которое окажут кредиторы рейтингам национального агентства.