будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Российские виды на украинский урожай

Российские виды на украинский урожай
gric_big

Благоприятная, вопреки предвыборным упрекам президента Украины в адрес своего правительства, экономическая ситуация на Украине может быть омрачена плохими видами на урожай. Хотя Украина относиться к территориям, которые полностью обеспечивают себя продовольствием и могут часть его экспортировать, однако и там случаются трудности, вызванные природными катаклизмами. Кажется, в этом году такой катаклизм произошел: из-за засухи наблюдался или слишком большой недобор зерновых, или полная гибель посевов.

Такие «провалы» в урожаях на Украине иногда бывают. В качестве иллюстрации приведем динамику урожая в республике за последние несколько лет. Так, сбор зерновых культур на Украине в 2001 году составил 39,7 млн. тонн, в 2002 году – 38,8 млн. тонн, в 2003 году – 20,3 млн. тонн (этот год был неурожайным), в 2004 году – 41,8 млн. тонн (а в этот год, наоборот, урожай был рекордным), в 2005 году – 38 млн. тонн, и в 2006 году – 34 млн. тонн.

Таким образом, в среднем за пять прошедших лет (исключая неурожайный 2003 год) валовой сбор зерна составлял около 38 млн. тонн. Этого количества, по идее, должно было хватить и на удовлетворение текущей потребности в пищевой продукции, и на удовлетворение потребности в кормах, и на экспортные поставки, и на создание резервных запасов продовольствия. Но если сборы зерновых падают, как это было в 2003 году, весь этот зерновой баланс летит кувырком, и из страны-экспортера продовольствия Украина одним махом превращается в страну-импортера. Скорее всего, в этом году именно так и будет, во всяком случае, Кабинет министров Украины оценивает сбор зерновых в 27 млн. тонн.

Будет ли Украина в 2007-2008 сельскохозяйственном году импортером зерна, сейчас сказать трудно, но то, что она перестала быть экспортером, – это однозначно. Еще в июне Кабинет министров Республики, оценив виды на урожай, издал постановление о квотировании экспорта зерновых. Квота устанавливалась в мизерном для украинских аграриев размере – 12 тысяч тонн (!), по три тысячи тонн на каждую зерновую культуру. Это фактический запрет на экспорт, так как, например, в 2004-2005 году он составил 11,33 млн. тонн зерновых и зернобобовых, в 2005-2006 году – 13,1 млн. тонн. В 2006-2007 году экспорт уже сократился до 10 млн. тонн, ну а в 2007-2008 году он упадет, по прогнозам, до 4,6 млн. тонн. При этом надо понимать, что эти 4,6 млн. тонн были вывезены из страны еще до того, как правительство ввело квоты на экспорт. После их введения, надо думать, экспорт вообще прекратится, если, конечно, не будет контрабанды.

Хотя квоты обычно вводятся для того, чтобы удержать цены на внутреннем рынке от резкого скачка, в данном случае эта мера не сработала. Судя по данным украинской статистической службы, в июле 2007 года по сравнению с июлем 2006 года цены на хлеб и муку выросли на 17%, на макаронные и кондитерские изделия – на 7%, на молоко и яйца – на 15%, на сливочное масло – на 11%. То есть нехватка зерна для пищевых и кормовых целей вынудила перерабатывающую и пищевую промышленность поднять отпускные цены, а вслед за ними розничные цены повысили и торговые сети.

При этом надо отметить, что с ценами на иные виды продовольствия не все так плохо, так как мясо, картофель, овощи и сахар даже подешевели. Но это подешевление не компенсирует удорожания, и реальные расходы населения должны существенно повыситься без, естественно, адекватного роста доходов.

Прекращение экспорта зерна с Украины должным образом подействовало как на соседние рынки, так и на мировой продовольственный рынок. Судя по статистическим данным, которые предоставляют крупные торговые компании, экспортирующие зерновые, цены на внешнем рынке выросли по сравнению с прошлым годов в два раза. В этом росте «виноват» не только неурожай на Украине, но и плохие показатели в других зернопроизводящих странах.

В этой ситуации российское зерно, сбор которого ненамного отличается от прошлогоднего (76 млн. тонн против 78 млн. тонн) оказалось востребованным мировым рынком. И оно хлынуло на этот рынок, подгоняя вверх цены на внутреннем российском рынке. Хотя объем экспорта за первое полугодие вырос только на 25%, цены на зерно уже подскочили в два раза, так как очевидно, что рост экспорта этими 25% не ограничится.

Рост цен на зерно из-за неурожая на Украине и в ряде других стран вынудил российские власти на самых разных уровнях провести специальные мероприятия, чтобы не допустить роста розничных цен на основные продовольственные товары, потребляемые беднейшими слоями населения, то есть на хлеб, муку, крупы и макароны. Были и будут проводиться совместные заседания чиновников разного уровня с представителями пищевой промышленности и торговых сетей для обсуждения мер, призванных стабилизировать розничные цены. Это тем более актуально, что на кое-какие продовольственные товары, например, на яйца, цены уже успели повыситься.

Как показывает опыт, заседание подобных «многосторонних комиссий» сводиться к тому, что региональная администрация гарантирует мельничным комбинатам поставку зерна из государственного резервного зернового фонда по стабильным ценам, мельничный комбинат, в свою очередь гарантирует поставку муки на хлебозаводы тоже по стабильным ценам, хлебозаводы обязаны из этой муки выпекать определенное количество сортов хлеба в необходимых объемах и поставлять его в торговую сеть опять же по стабильным ценам. Ну, и торговая сеть, естественно, обязана продавать эти определенные сорта хлеба по согласованным на комиссии ценам. Стабильность цен в этой схеме достигается, во-первых, за счет поставок зерна из госрезерва по фиксированной цене, а во-вторых, путем фиксации маржи переработчиков и торговцев.

Таким образом, затруднения на Украине тут же оборачивается некоторыми сложностями и в России, что лишний раз подчеркивает сильную экономическую интеграцию двух наших стран. Правда, украинские трудности могут дать для российского хозяйства и некоторый положительный эффект. Дело в том, что благодаря росту цен на мировом рынке доходы российских аграриев значительно увеличились, несмотря на рост издержек производства. Причем увеличились доходы именно сельскохозяйственных производителей, а не торгово-посреднических структур и обслуживающих их банков. Поэтому есть надежда, что получив в свое распоряжение возросшие денежные фонды, в следующем году сельхозпроизводители смогут расширить запашку и, соответственно, увеличить производство зерна. А рост зернового производства позволит расширить как продовольственную, так и кормовую базу российской перерабатывающей и пищевой промышленности, не говоря уже о накоплении ресурсов для экспорта. В общем, возможно, что трудности на Украине и в других странах позволят развиться российскому сельскому хозяйству, которое до сих пор находиться в крайне плачевном положении, совершенно не сопоставимом с положением его основных конкурентов.

Ну, а на самой Украине у президента появится еще один, замечательный повод раскритиковать своих политических конкурентов из правительства – за то, что не совладали с погодой и допустили неурожай.

См. также:

  • Гриценко. Восстановление и проблемы украинского роста
  • Гриценко. Новый рецепт газового коктейля
  • Гриценко. Украина: новый шок
  • Карасев. Экономическое оживление на Украине обеспечено средствами из партийных касс
  • Полит.ру Украина: осталось 26 дней
  • Полит.ру Украина: за пять недель до
  • Полит.ру Украина: С. против Т., а остальным лениво
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).