13-летние переговоры о строительстве нефтепровода из болгарского Бургаса в греческий Александруполис в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы подходят к концу. Министр развития Греции Димитрис Сиуфас заявил, что 12 апреля в Софии Греция, Болгария и Россия наконец подпишут меморандум о реализации проекта. Посол России в Греции Андрей Вдовин подтвердил слова г-на Сиуфаса: «Меморандум будет подписан на министерском уровне, с российской стороны его подпишет министр промышленности и энергетики Виктор Христенко», но именно МИД РФ был главным лоббистом проекта. А помощник главы Минпромэнерго Виктора Христенко Станислав Наумов отмечает, что эта поездка стоит в планах министра.
Протяженность нефтепровода Бургас--Александруполис должна составить 300 км, мощность на первом этапе -- 15 млн тонн сырья в год, на втором -- 24 млн, на третьем -- 35 млн. Ориентировочная стоимость строительства должна составить около 700 млн евро ( это достаточно дорого для трубопроводных проектов. Проект обсуждается еще с начала 90-х годов, но падение объема добычи нефти в России снизило его актуальность. Несколько лет назад, когда экспортных мощностей стало не хватать, к проекту вернулись снова.
До Бургаса нефть на танкерах будет поставляться по Черному морю из Новороссийска, а затем из греческого Александруполиса транспортироваться на рынки Средиземноморья. Это позволит разгрузить Босфор и Дарданеллы, по которым российские танкеры перевозят сырье на юг Европы. Турция ужесточила правила прохода по этой морской трассе под предлогами экологической безопасности, в надежде "выдавить" часть нефти в свой нефтепровод Баку-Джейхан. Представители Греции, Болгарии и России парафировали меморандум в ноябре прошлого года, и тогда сообщалось, что он будет подписан до 1 января. Но этого так и не случилось. Более того, буквально в конце марта глава «Росэнерго» Сергей Оганесян отметил, что окончательного решения не принято, «поскольку остается много политических и экономических моментов». В частности, Россия предлагала Болгарии предоставить проекту льготный режим, ведь трубопровод должен быть конкурентоспособным по сравнению с транспортировкой нефти через проливы. Однако, пока сообщений о таких преференциях не поступало.
Правда, готовы ли нефтяные компании полностью заполнить трубу своим сырьем -- а именно этот аспект был основой позиции России, до сих пор не желающей подписывать меморандум, -- пока неизвестно. Исполнительный директор ТНК-BP Герман Хан в марте говорил, что его компания готова гарантировать часть поставок, но о конкретном объеме речь не шла. При этом он отметил, что меморандум будет «не более чем политической декларацией». По мнению г-на Хана, свое сырье по этой трубе может поставлять и ChevronTexaco, разрабатывающая Тенгизское месторождение в Казахстане, откуда нефть транспортируется в Новороссийск, однако Chevron скорее может предпочесть транзит нефти через украинский нефтепровод Одесса- Броды - непосредственно на польские НПЗ. Кроме того, приобретя Unocal, Chevron четко обозначил проекты в которых он собирается участвовать. Это проекты альтернативные российским путям транзита. Вчера в американском холдинге не стали комментировать это предположение - сообщает газета "Время новостей". ЛУКойл, который ранее выступал инициатором проекта, в последнее время охладел к нему, заявляя, что может перерабатывать свое сырье на своих заводах в Восточной Европе. Проблема Босфора является политической, или скорее геополитической. Трубопроводы по чужой территории не решат проблем безопасного и надежного экспорта российской нефти в Европу. См. также "Призрак трубопроводной войны"