Резкое замедление выпуска промышленной продукции, которое зафиксировал Росстат по итогам прошедшего полугодия, снова сделало актуальным вопрос о факторах экономического роста в России. И если до последнего времени основным фактором считался экспорт энергоносителей, металлов и других видов сырья и продуктов их первичной обработки, то сейчас, когда внешнеэкономическая конъюнктура сверхблагоприятна, а экономический рост внезапно замедлился, стало понятно, что этот фактор себя исчерпал, а про другие можно говорить только предположительно.
Чтобы разобраться в этой ситуации, рассмотрим сначала текущее состояние дел в основных секторах российского хозяйства. Это будет производство сырья, выпуск элементов основного капитала и производство продукции потребительского назначения.
Добыча основного сырья, которое производит российское хозяйство (нефти и газа) уже не является локомотивом экономического роста. Добыча нефти не растет, добыча газа едва-едва растет. Почему это происходит, достаточно очевидно. Цены на мировом рынке такие высокие, что нет никакой необходимости увеличивать добычу, чтобы увеличить прибыль. Прибыль растет сама по себе, вслед за повышением цен, нефтяным и газовым компаниям не надо прикладывать никаких дополнительных усилий, чтобы улучшить свое финансовое положение.
Но это еще не весь негативный эффект для промышленного производства, который дает неудержимый рост нефтяных и газовых цен. Поскольку для увеличения прибыли нет необходимости расширять добычу, то, скорее всего, нефтяные и газовые компании сократят (или уже сократили) обустройство новых месторождений, а если какой-то промысел и будет вводиться в строй, то только взамен выбывающего старого, с уже исчерпанными запасами сырья. Такая политика «возмещения выбытия» вместо постоянного наращивания добычи должна привести к сокращению спроса на промысловое оборудование и средства транспортировки жидкого и газообразного топлива.
Но сокращение производства капитального оборудования для добычи углеводородов – это дело, может быть, ближайшего, но будущего. А пока стагнация добычи нефти привела к стагнации производства автомобильного бензина и дизельного топлива, что при постоянно растущем автомобильном парке не может не вызвать негативных явлений прямо сейчас. Чем будут заправлять свои баки владельцы автотранспортных средств, совершенно непонятно.
Таким образом, рассматривая общее влияние нефтегазового сектора на экономику России, можно сказать, что прекращение роста добычи углеводородов на фоне растущих цен означает, что этот стимул развития экономики себя исчерпал, и что российское хозяйство подошло к опасной черте, за которой каждое дополнительное увеличение мировых цен на нефть будет приводить не только к стагнации, но даже к снижению ее добычи.
Кроме замедления добычи углеводородного сырья промышленность испытывает недостаток в пищевом сырье, которое явилось следствием прошлогоднего неурожая на Украине и в Восточной Европе. Стагнация производства молочной продукции и сыров – результат скачка цен на сырое молоко и изделий из него, следствием которого стало сокращение потребления этой продукции. Аналогичное сокращение или стагнация наблюдалась с производством товаров из зерновых культур – мукой, хлебобулочными изделиями и пивом.
Таким образом, рост цен вызвал стагнацию в производстве минерального и пищевого сырья, но реакция производителей этого сырья на рост цен была совсем разной. Производители нефти и газа заморозили добычу, потому что поняли, что прибыль можно получать только за счет роста цен, без всяких дополнительных затрат, а производители пищевой продукции заморозили выпуск конечной продукции из-за резко подорожавшего сырья, поскольку этот процесс очень существенно снизил их прибыль.
Производство элементов основного капитала в нашем хозяйстве, по крайней мере сейчас, можно разбить на следующие группы. Первая группа - это энергетическое оборудование, вторая – оборудование для транспорта, третья – для строительства, четвертая – для нефте- и газодобычи. Кроме этих четырех групп существует еще несколько, но они или некомплексные (часть продукции российского производства, а часть получается по импорту), или не слишком большие по стоимости и поэтому сильного влияния на общую стоимость произведенной продукции не оказывают. Как развивалось производство в этих четырех группах за последние полгода?
О состоянии дел в производстве энергетического оборудования можно судить по двум основным позициям – производству турбин и производству генераторов. В целом производство этой продукции стагнирует, однако, как свидетельствую данные прошлых лет, первая половина года для их выпуска не является показательной. Как правило, во втором полугодии выпуск и турбин, и генераторов растет ускоренным темпом, и к концу года ситуация в отрасли выправляется.
По второй группе – оборудование для транспорта – показатели выпуска продукции являются более оптимистичными. Хотя, например, выпуск магистральных тепловозов снизился на 20% по сравнению с прошлым годом, но вот выпуск маневровых тепловозов, наоборот, вырос на те же 20%. А производство электровозов увеличилось на 69%. При этом не стоит горевать, даже глядя на падение выпуска тепловозов, так как при их общем незначительном производстве (61 штука в 2007 году) сокращение производства даже на 20% никакого ущерба экономике и транспорту не нанесет. Да и сокращение это чисто условное, произошло оно как раз за счет уменьшения количества рабочих дней в мае и июне, которое не дало вовремя выпустить машины, находящиеся в сборочном цехе.
Что же касается других средств транспорта, то с ними дела обстоят и вовсе прекрасно. Так производство грузовых вагонов увеличилось на 15%, пассажирских вагонов - на 14%, а выпуск грузовых автомобилей возрос почти на 7%.
Еще лучше обстоят дела с производством в третьей группе – выпуском основного капитала для строительства. По основной номенклатуре выпуска продукции в этой группе вообще нет никакого снижения, а темпы роста выпуска почти такие же, как и в прошлом году. В качестве примера приведем данные по некоторым товарным позициям в этой группе. Так производство лифтов возросло на 30%, башенных кранов - на 37%, экскаваторов – на 33%, бульдозеров – на 29%, и автогрейдеров – 29%.
И наконец, четвертая группа, в которую входит производство элементов капитала для нефте- и газодобычи, показывает разнонаправленные темпы роста. Например, объем производства стальных труб (хотя эта позиция в равной степени относиться и к транспорту) выросло на 7%, производство буровых установок для эксплуатационного и разведочного бурения выросло на 27%, а вот выпуск станков-качалок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал сразу на 35%. Причем падение выпуска оборудования, на котором, собственно, нефть и добывается, идет уже второй год подряд – максимум был достигнут в 2006 году, после чего идет постоянное сокращение.
Таким образом, динамика производства оборудования не дает однозначного ответа на вопрос о причинах падения темпов экономического роста в первой половине 2008 года. Производство энергетического оборудования и оборудования для добычи углеводородов топчется на одном месте, а производство средств транспорта и строительного оборудования, наоборот, растет очень быстрыми темпами.
Производство продукции потребительского назначения
Поскольку основной сегмент потребительского рынка – производство пищевых продуктов – стагнирует из-за нехватки сырья, то его влияние на состояние промышленного производства в целом негативное. Но совсем другое дело производство капитальных потребительских благ – жилья и автомобилей. Оно продолжает увеличиваться, и достаточно высокими темпами. Правда, о строительстве жилых помещений сейчас судить трудно, потому что основная доля их ввода приходиться на конец года, но даже по данным за пять месяцев 2008 года видно, что рост в этой отрасли продолжается. Что же касается легковых автомобилей, то их производство за полгода увеличилось на 19% - это можно назвать бурным подъемом, а не тяжелым спадом.
Если подвести итоги текущему состоянию дел в российской промышленности, то можно сказать, что в ней сейчас не происходит однозначных процессов. Какие-то производства растут, какие-то стагнируют, а какие-то сокращаются. Но это вполне естественный ход событий. Другое дело, что те отрасли и сектора экономики, которые в настоящее время не развиваются, дают наибольший вклад в общий объем промышленного производства. А те отрасли, которые растут высокими темпами, еще не скоро смогут выйти с ними на один уровень. Поэтому малейшее замедление в добыче углеводородов и производстве бензина, а также в сельском хозяйстве и пищевой промышленности может вызвать эффект спада.