будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 8, 2025
Хозяйство
Котельников Сергей

Руки прочь от "среднего класса"!

Руки прочь от "среднего класса"!
92_kotel

Почему-то результат применения «западного опыта» и вполне либеральных экономических идей у нас постоянно приводит к чему-то очень напоминающему репрессии, а именно к попытке собрать побольше денег (других ресурсов) с населения. Как ни собирали, все равно получался танк.

В принципе, либеральных экономистов можно даже понять: ведь либеральная идеология и экономическая теория утверждают, что после рыночных реформ должен появиться массовый эффективный налогоплательщик. Его еще называют средним классом.

Но сколько ни искали средний класс по России, так и не нашли в достаточном количестве. На подозрении оказались владельцы автомобилей, - хоть и движимости, но ощутимо материальной. Вменили им налог на машину в форме обязательной страховки. Однако, нестыковка выходит: страховые случаи происходят у нас в основном от неустроенного дорожного хозяйства, и если бы удалось его наладить, то размер страховых сборов пришлось бы сокращать - для справедливости.

Значит, - решили самые умные экономисты, - налог нужно брать не просто с автомобиля, а с автомобиля, который едет по дороге, и направлять деньги прямиком на реконструкцию дорог (см. публичную лекцию «Российские дороги и европейская цивилизация» и полемику в ней). Посмотрели они, как обстоят дела на Западе, и увидели, что да - есть там целевые дорожные налоги и есть вокруг этого политика - где, с кого и зачем брать такие налоги.

Едущего по дороге (покупающего бензин) обозвали по-научному «пользователем дорог» и предлагают его доить. Не было бы идеи целевых налогов с движущихся машин, не знали бы наши автомобилисты, что они пользователи и за это счастье должны платить своему государству. Для потенциальных пользователей такой идеи и нет, и ходят они в полном неведении.

Вся эта казуистика далека от разумных целей, в том числе по отношению к проблеме разбитых российских дорог. Сначала ведь нужно ответить на вопрос, зачем нам всем нужны хорошие дороги - стране в целом, а не только едущим по ней. Дело это ведь действительно государственное, кому, как не государству, ставить цели?

Смотреть на Запад до ответа на вопрос о целях - это очередное заблуждение. Запад-то как раз в свое время ставил цели и достиг их. Америка, к примеру, начала формировать цели еще в начале прошлого века в рамках фордовского проекта автомобилизации страны. И это был именно проект, и именно социальный, и именно в масштабе страны.

Дешевый автомобиль с конвейера Форда служил ровно два года, чего семье хватало, чтобы, поколесив по стране, найти приемлемые работу, жилье и обжиться. Те, кто менял работу регулярно, жили на колесах в многокомнатных комфортабельных трейлерах, которые подключались к свету, газу, канализации, телефону и пр. на специализированных стоянках. (Надо же еще, чтобы, приехав на новое место, гражданин, кроме новой работы, нашел все примерно то же, что и на старом в смысле инфраструктуры жизни!) Мобильность населения помогла стране выйти из депрессии 30-х.

Америке всегда было необходимо мобильное население, способное быстро перемещаться в точки извлечения дохода и покидать временно неблагополучные места. Для этого в начале ХХ века и были востребованы массовый автомобиль и развитая дорожная инфраструктура. Только в рамках такой программы можно было заниматься дорожной налоговой политикой на уровне штатов и федеральных дорог, привлекать и поощрять бизнес для развития дорожной инфраструктуры и т.д.

Наверное, в чем-то подобные цели сгодятся для начала и нам, ведь мобильность российского населения за последние 15 лет не выросла, никто не торопится сниматься с мест, больше бастуют из-за задержек зарплаты на месте проживания. Или уже не бастуют, а удовлетворяются малооплачиваемой почти не работой.

Поэтому в целевой логике нужно обеспечить мобильность населения (ее же можно обозвать в либеральной терминологии и «свободой передвижения»), сняв административные и правовые препоны, разрешив инфраструктурные транспортные ограничения, стимулируя миграцию туда, где есть необходимость в рабочих руках и т.д.

Помогут ли дорожные поборы или рост цен на бензин нашим мужикам за рулем, стремящимся разместить точки приложения своей трудовой активности по городам и весям? Сомнительно. Налог как таковой может только замедлить рост автомобильной подвижности граждан. А мобильность населения, возможно, нужно увеличивать в разы! Не станут они и «юзерами» платных автобанов, а поедут по проселкам, матерясь в адрес тех, кто пустил народные денежки на ветер, вместо того, чтобы вложить их в бесплатные дороги.

То есть пора прекращать думать о том, как срубить бабки со «среднего класса», с «автомобилистов», с «вкладчиков», с «граждан». Может, и надо будет налоги брать, но само по себе это же не может быть целью! Надо стимулировать рост подвижности, экономической дееспособности, состоятельности населения. Или мы останемся страной со все теми же дорогами и дураками.

Котельников Сергей
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).