Российский миллиардер Алишер Усманов покупает 14,5% акций лондонского «Арсенала», сообщает Reuters. Бывший вице-президент британского футбольного клуба Дэвид Дейн продал 14,5% акций клуба фирме, совладельцем которой является Усманов. Сумма сделки составила 75 млн фунтов стерлингов (более $150 млн). Факт покупки подтвердила пресс-служба принадлежащей Усманову компании «Металлинвест».
Акции купила фирма Red and White Holdings Ltd, совладельцами которой являются Усманов и лондонский инвестор Фархад Мошири. Red and White Holdings Ltd заявляет, что собирается в ближайшем будущем увеличить свою долю в клубе, однако о покупке «Арсенала» полностью речи пока не идет. “И я, и Алишер — большие фанаты Arsenal”, — рассказал “Ведомостям” Мошири. Поэтому вопрос о том, в какой именно клуб инвестировать, не стоял.
Российские бизнесмены любят покупать зарубежные футбольные клубы - это доказанный факт. В прошлом году бинесмен "российского происхождения" Александр Гайдамак получил полный контроль над клубом английской премьер-лиги "Портсмутом", после того как выкупил оставшийся пакет акций у президента клуба Милана Мандарича. Гайдамак купил весь пакет акций клуба за $58,5 млн. Кроме того, ранее известный ростовский бизнесмен, а по совместительству депутат Госдумы РФ Иван Саввиди всерьез намеревался купить один из популярнейших футбольных клубов Греции "ПАОК", но стороны не пришли к взаимному согласию. А партнер Бориса Березовского Бадри Патаркацишвили вел серьезные перговоры по поводу покупки West Ham United. Сам Борис Березовский в ответ на вопрос о покупке клуба ответил в прошлом году что-то вроде "я вообще болею за "Арсенал"", что подогрело слухи о продажи "Арсенала" "русским". В качестве претендентов назывались российские бизнесмены Олег Дерипаска, Владимир Потанин и Ралиф Сафин. Ориентировочная цена сделки прогнозировалась на уровне £350 млн (то есть Усманов с партнером заплатил за 15 процентов акций сумму в полтора раза больше). Никто кроме "русских" такие деньги за акции даже ведущего английского клуба предложить не может.
Версий, почему российские бизнесмены покупают футбольные клубы, – три. Первая – прихоть. Соображение, что, дескать, у богатых свои причуды, не устраивает тем, что в общем-то средства и Абрамович, и Гайдамак, и Усманов считать умеют. Да и аналогия с покупкой недвижимости и яхт не исчерпающая. Яхты покупают втихую, для непубличного использования в личных целях. А вот "Арсенал" публикует отчетность и просто по определению не может быть непубличным, следовательно, привлекает внимание и фигура владельца. Да и проверки, которым подвергается бизнесмен при заключении сделки, вряд ли в интересах российских бизнесменов, славящихся своей "непрозрачностью".
Другой причиной покупки футбольных клубов и вложения денег в «спорт», по мнению наблюдателей, являются репутационные последствия сделок подобного рода. То есть срабатывает принцип "яиц Вексельберга", только по отношению к международной бизнес-тусовке. Для российских бизнесменов, согласно этой логике, привлекательной кажется возможность коррекции репутации и входным билетом в мировую бизнес-элиту.
Есть две поправки. Коррекция персонального имиджа подобным образом вряд ли может произвести впечатление на инвестбанкиров или иных международных воротил. Общественность стран "футбольного присутствия" так и вовсе реагирует на покупки неоднозначно. К Абрамовичу вроде привыкли и даже поют на матчах "Челси" "Калинку-малинку". Но каждый новый слух о продаже английского клуба иностранному (американскому, арабскому или российскому) бизнесмену рождает у британской публики патриотические рассуждения на тему "ни пяди родного футбола" и опасения, что нечистые на руку заграничные бизнесмены доведут любимый клуб "до цугундера".
Спортивная составляющая уж точно страдает. Как считают аналитики, отчасти именно покупки Абрамовича подогрели футбольный рынок – трансферные выплаты (плата клуба за переход игрока из другого клуба до истечения контракта) сильно возросли, как и зарплаты футболистов. Следствие - окончательный крах футбола, как спорта, в ведущих футбольных державах. И превращение его в соревнование бюджетов, а ведущих клубов - в "шоу-команды".
Есть и иное объяснение - у покупок зарубежных клубов в российской бизнес-тусовке образ «наше Челси» (как и у российских обывателей, кстати) воспринимается вполне позитивно. Впрочем, нужна ли коррекция имиджа в России Гайдамаку? Сомнительно.
Версия третья – это все-таки бизнес, а клубы приобретаются, чтобы приносить прибыль. Роман Абрамович в 2003 году заплатил за "Челси" $48 млн и погасил долги примерно в $185 млн. После чего заплатил за покупки игроков более $700 млн. Заработать на футбольном клубе $850 млн – нереально, считают эксперты. Оборот «Челси» год назад был порядка 300 млн, а прибыль существенно меньше. А активную траснферную политику "Челси" не прекращает - недавно клуб предложил рекордные 100 млн за переход игрока испанской "Барселоны" бразильца Роналдиньо, при этом обещая платить игроку чуть ли не по 200 тысяч долларов в неделю. "Барса" пока отказывается обсуждать такую перспективу, но нас интересует сам факт траты, которую чисто бизнес-мотивами объяснить сложно.
То же и с "Арсеналом" - клуб недавно построил новый стадион и теперь у "Арсенала" приличные долги - на конец прошлого года кредиторская задолженность клуба была больше $1 млрд. Причем, клуб был на тот момент убыточным предприятием. Это подтверждают и аналитики Усманова и Мошири, указывая, что для сохранения конкурентоспособности клубу “потребуется доступ к значительному финансированию”.
Впрочем, идея "чистого бизнеса" не совсем абсурдна. Примером может служить следующий проект - компания "Ренова" Виктора Вексельберга (управляет активами бизнесмена) заключила контракт с аргентинской федерацией футбола (АФА). По контракту российская компания получила право на организацию 24 товарищеских матчей национальной сборной, которые будут проходить за пределами Аргентины. За каждый матч российский предприниматель выплатит АФА 750 тысяч долларов – в сумме получается 18 миллионов. Соглашение заключено на 5 лет, до 1 августа 2011 года. Проект оценивался наблюдателями, не только как интересный с имиджевой точки зрения, но и как успешный "чистый" бизнес-проект.
В общем, окончательной ясности с покупками футбольных клубов немного, поэтому официальная версия "просто я люблю футбол, а "Арсенал" ("Челси", "Тотенхем") - хороший клуб, который мне импонирует" - не самая глупая. Такие вот получаются у российских бизнесменов "игрушки для очень богатых людей".