будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минфин госбюджет налоги нефть
Июнь 13, 2025
Хозяйство

С неустранимыми противоречиями

С неустранимыми противоречиями
n600-450
Вице-премьер Аркадий Дворкович. Источник: Правительство РФ

Минфин предлагает перевести нефтяную отрасль на налог на добавленный доход (НДД). Такой налоговый режим может быть законодательно принят в этом году, но заработает с начала 2018 года.По сведениям газеты «Коммерсантъ», соответствующее решение было принято на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. 

Со введением НДД существующие льготы по отдельным месторождениям будут заменены на новый налог, взимаемый с денежного потока. При этом у Минфина появится возможность отменить экспортную пошлину на нефть, поясняют эксперты. По оценкам аналитиков, это может принести бюджету около 600 млрд руб. дополнительных доходов. Причем, как утверждает газета, часть разногласий между Минфином и нефтяниками уже снята, и именно с учетом интересов нефтяников.

Напомним, Минфин и компании не один год уже не могут прийти к согласию по вопросу, как облагать налогом не объемы добычи и экспорта нефти, а денежный поток каждого добычного проекта. Пока налогом облагаются объемы добычи и экспорта — через налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и пошлину. Но теперь у Минфина появились новые предложения.

Как отмечают СМИ, о полноценной реформе речь больше не идет: НДПИ сохраняется (хотя и в меньшем объеме), а НДД должен заменить льготы по экспортной пошлине и НДПИ для новых нефтяных месторождений.

Между тем, по мнению экспертов, предложенный Минфином вариант – все же не та реформа, которая нужна нефтяной отрасли, и вполне очевидно, что, если она будет проведена, то в скором времени к этому вопросу придется возвращаться. Такое мнение в беседе с «Полит.ру» высказал заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

«На самом деле это комплексная проблема – и для самих нефтяных компаний, и для Минфина. Они смотрят на нее с разных точек зрения и с разными интересами. И, к сожалению, внутри реформы налогообложения нефтяных компаний, который бы она ни приобрела характер, заложено непреодолимое противоречие.

Министерство финансов, особенно в условиях экономического кризиса и бюджетного кризиса, добивается того, чтобы нефтяные компании впредь отчисляли в бюджет как минимум не меньше средств, чем на сегодняшний день. То есть чтобы, условно говоря, при гипотетически стабильных ценах на нефть поступления в бюджет с одной тонны добываемой нефти и дальше были примерно одинаковы, чтобы отрасль давала в бюджет столько же денег, сколько и раньше.

Это входит в противоречие с ростом себестоимости добычи самой нефти, с которым и связана необходимость налоговой реформы в этой отрасли. Нефтяные компании добиваются, прежде всего, индивидуального подхода к налогообложению каждого месторождения. Но этот индивидуальный подход, в конце концов, подразумевает, что налоговая нагрузка на нефтедобычу в целом будет снижаться, а не оставаться стабильной и, тем более, не расти.

 
Месторождение нефти / pixabay.com

У Минфина же взгляд ровно противоположный: он хочет, чтобы отчисления были стабильными, а еще лучше, по его мнению, их увеличить. Особенно в ближайшие год-два – за счет дополнительных изменений в налогообложении.  Что мы и видим: в этом году – в части переноса срока изменения таможенной пошлины на нефть, а в следующем, по-видимому, – в возможном увеличении НДПИ. И это противоречие между объективным снижением в перспективе (и даже в ближайшей перспективе) отчислений от нефтяной отрасти и желанием Минфина сохранить их – оно неустранимое.

Та форма НДД, которая сейчас предложена Минфином, предусматривает, по сути, неизменные базовые параметры налогообложения. В том смысле, что, в отличие от НФР, НДД не влияет на распределение бюджетных поступлений между региональными и федеральными бюджетами, а Минфин хотел больше отчислений в федеральный бюджет и совершенно не планировал делиться  с региональными бюджетами Российской Федерации.

По существу, то, что сейчас предлагает Минфин, – это замена НДПИ и таможенной пошлины на нефть на НДД.  Причем, насколько я понимаю, речь идет о замене этих льгот для тех месторождений, на которые эти льготы распространяются. Так что это очень своеобразный ответ Минфина на те предложения, которые высказывали нефтяные компании. Минфин предлагает реформу для тех месторождений, для которых эта реформа и так невыгодна. Отсюда, конечно, острое желание компаний сохранить добровольный характер перехода на НДД. И отсюда – эта идея, что в течение 2017 года они должны будут принять решение.

Здесь необходим дополнительный экономический расчет по каждому участку, и вполне вероятно, что компании придут к выводу, что для многих участков выгоднее сохранять НДПИ и льготу, чем переходить на НДД. То есть это даже не половинчатая реформа, если она пройдет именно в таком виде, а квази-реформа. Потому что, по существу, она просто меняет форму льготирования добычи для отдельных месторождений. Все те минусы текущего налогообложения, которые есть, они все остаются. Это, мягко говоря, не то, чего ждет отрасль. Тем более, что Минфин явно настроен на рост налоговой нагрузки и рассматривает эту реформу как возможность увеличения налоговой нагрузки, а не ее снижения. Что совершенно противоречит пожеланиям компаний.

Вероятно, это все-таки шаг вперед – с точки зрения вообще согласования НДД как формы налогообложения. И, наверно, он пройдет в таком виде. Но это, скажем так, совсем не так реформа, которая нужна отрасли. В любом случае, через два-три года придется возвращаться к дискуссии о том, как выстроить нормальную полноценную налоговую систему.

Можно еще добавить, что для того, чтобы страны Европейского союза договорились в плане общего рынка нефти и нефтепродуктов, остается неразрешимый в рамках действующей налоговой системы вопрос с таможенной пошлиной. И здесь единственным глобальным выходом является отмена таможенной пошлины на нефть внутри России.

 
Модернизация нефтеперерабатывающего завода / pixabay.com

Минфин к этому готовится. Один из плюсов реформы НДД состоит в том, что она позволит решить вопрос в теми льготами по таможенной пошлине, которые предоставлены – то есть позволит перенести эти льготы на НДД.  Тем самым Минфин облегчит процесс отмены таможенных пошлин, который, очевидно, уже разрабатывается и, возможно, уже с 2017 года будет уже осуществлен. Но это, опять же, не в интересах нефтяных компаний – это вопрос сугубо выстраивания отношения в рамках Таможенного союза и Европейского экономического союза», — сказал Алексей Белогорьев.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).