Жестокий валютныйкризис, который испытывает сейчас Белоруссия, не должен вызывать большогоудивления - рано или поздно ее экономика должна была оказаться в такойситуации. В том, что кризис произошел сейчас, а не через год-другой, виновата толькомировая экономическая депрессия, которая ускорила его приближение. Более того,если рассматривать валютную ситуацию во всех странах СНГ, то можно суверенность спрогнозировать, что одной Белоруссией дело не ограничится. Кризисбыл в прошлом году в Киргизии, и аналогичные кризисы ждут еще несколько странСНГ. Можно даже сказать, что сейчас наступает момент, когда уже становитсяясно, экономика какой страны СНГ «имеет право на жизнь», а какая - не имеет.
Критерием, на основании которого можно делатьподобные прогнозы, является состояние торгового баланса этих республик. В той ситуации,в которой они находятся, объем экспорта должен быть достаточно большим, чтобыоплачивать объемы импорта, необходимые для нормального функционированияхозяйства, и чтобы накапливать валютные резервы.
Жесткая зависимость от объемов экспорта и,соответственно, от притока твердой иностранной валюты, вызвана тем, чтопредприятия этих стран не могут производить полный набор товаров и услуг,входящих в стандартную потребительскую корзину. Поэтому для нормальногофункционирования экономик СНГ необходим импорт, оплачивать который можно толькоза счет постоянного притока твердой валюты. Если импортные товары не будутпоступать в нужных размерах, то тогда объем внутреннего потребления и объемвнутреннего производства будут совершенно недостаточны для нормальноговоспроизводства экономики страны.
А если не будет международных резервов, тогдаколичество денег в обращении будет недостаточным для реализации производимыхтоваров и услуг, так как национальные валюты выпускаются во внутреннее денежноеобращение при покупке иностранной валюты в резервы органов монетарногорегулирования. Кроме того, наличие валютных резервов дает возможность получатьиностранные товары в кредит, что очень важно для стран с низким уровнем внутреннихсбережений. В данном случае резервы являются своего рода гарантией платежей вовнешнеторговых сделках.
Если посмотреть на торговые балансы стран СНГ занесколько последних лет, становится ясным, кто вырвался вперед, а кто сползаетна дно. В следующей таблице мы приводим данные по экспорту, импорту и торговомусальдо стран-лидеров за последние 10 лет (мы не включаем сюда Россию, данные окоторой анализировали и будем анализировать в других статьях).
$ млрд./год | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Азербайджан | ||||||||||
экспорт | 2314 | 2167 | 2262 | 3615 | 4347 | 6372 | 6058 | 47756 | 14700 | 19404 |
импорт | 1431 | 1665 | 2626 | 3515 | 4347 | 5267 | 5712 | 7166 | 6127 | 5711 |
сальдо | 883 | 502 | -364 | 100 | 0 | 1105 | 346 | 40590 | 8573 | 13694 |
Казахстан | ||||||||||
экспорт | 8 639,1 | 9 670,3 | 12 926,7 | 20 096,2 | 27 849,1 | 38 250,3 | 47 755,3 | 71 183,5 | 43 195,8 | 59 833,3 |
импорт | 6 446,0 | 6 584,0 | 8 408,7 | 12 781,2 | 17 352,4 | 23 676,9 | 32 756,4 | 37 889,0 | 28 408,6 | 30 852,2 |
сальдо | 2193,1 | 3086,3 | 4518 | 7315 | 10496,7 | 14573,4 | 14998,9 | 33294,5 | 14787,2 | 28981,1 |
Узбекистан | ||||||||||
экспорт | 3170 | 2988 | 3725 | 4853 | 5409 | 6390 | 8991 | 4493 | 1177 | 13045 |
импорт | 3137 | 2712 | 2964 | 3816 | 4091 | 4782 | 6728 | 9704 | 9438 | 8798 |
сальдо | 33.5 | 276 | 761 | 1037 | 1317 | 1608 | 2263 | 1789 | 2333 | 4247 |
Туркмения | ||||||||||
экспорт | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | 4939 | н.д. | 8932 | 11944,7 | 9322,9 | н.д. |
импорт | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | 3638 | н.д. | 4442 | 5707,2 | 8992,4 | н.д. |
сальдо | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | 1301 | н.д. | 4490 | 6237.5 | 330.5 | н.д. |
Эти четыре государства СНГ являются явнымилидерами, причем ситуация у них постоянно улучшается – несмотря на мировойкризис.
Но вот про другие страны СНГ нельзя сказать, чтоу них что-то улучшается. Наоборот, с каждым годом ситуация у них становится всехуже и хуже. В следующей таблице мы приводим данные по внешней торговле стран-аутсайдеров.
$ млрд./гол | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Армения | ||||||||||
экспорт | 341,8 | 505,1 | 685,6 | 722,9 | 973,9 | 985,1 | 1152,3 | 1057,2 | 710,2 | 1011,4 |
импорт | 877,3 | 987,2 | 1279,5 | 1350,7 | 1801,7 | 2191,6 | 3267,8 | 4426,1 | 3321,1 | 3782,9 |
сальдо | -535,5 | -482,1 | -593,9 | -627,8 | -827,8 | -1206,5 | -2115,5 | -3368,9 | -2610,9 | -2771,5 |
Киргизия | ||||||||||
экспорт | 480,3 | 498,1 | 590,3 | 733,2 | 686,8 | 906 | 1337 | 1874,4 | 1700,4 | 1251 |
импорт | 449,2 | 571,4 | 723,1 | 903,8 | 1105,5 | 1792,4 | 2613,6 | 3753,5 | 2813,6 | 3018 |
сальдо | 31,1 | -73,3 | -132,8 | -170,6 | -418,7 | -886,5 | -1275,8 | -1879,2 | -1113,2 | -1767 |
Таджикистан | ||||||||||
экспорт | 652 | 739 | 797 | 915 | 909 | 1399 | 1468 | 1409 | 1010 | 1061 |
импорт | 688 | 721 | 881 | 1191 | 1330 | 1725 | 2547 | 3273 | 2570 | 2350 |
сальдо | -36 | 18 | -84 | -276 | -421 | -326 | -1079 | -1864 | -1560 | -1289 |
Молдова | ||||||||||
экспорт | 565 | 644 | 790 | 985 | 1091 | 1052 | 1342 | 1591 | 1287 | 1582 |
импорт | 892 | 1038 | 1402 | 1769 | 2292 | 2693 | 3689 | 4899 | 3278 | 3855 |
сальдо | -327 | -394 | -612 | -783 | -1201 | -1642 | -2348 | -3308 | -1991 | -2273 |
Беларусь | ||||||||||
экспорт | 7451 | 8021 | 9946 | 13774 | 15979 | 19734 | 24275 | 32571 | 21304 | 25225 |
импорт | 8268 | 9092 | 11558 | 16491 | 16708 | 22351 | 28693 | 39381 | 28569 | 34868 |
сальдо | -835 | -1071 | -1612 | -2717 | -729 | -2617 | -4418 | -6810 | -7265 | -9642 |
Украина | ||||||||||
экспорт | 16265 | 17957 | 23067 | 32666 | 34228 | 38368 | 49296 | 66967 | 39696 | 51431 |
импорт | 15775 | 16977 | 23020 | 28997 | 36136 | 45039 | 60618 | 85535 | 45433 | 60740 |
сальдо | 490 | 980 | 47 | 3669 | -1908 | -6671 | -11322 | -18568 | -5737 | -9309 |
Достаточно беглоговзгляда на эти таблицы, чтобы убедиться, что «хорошо жить» после выхода изсостава СССР стали совсем не те страны, о которых это могли бы предположить в конце 80-х —начале 90-х годов прошлого века. Индустриально развитые, обладающие хорошей транспортнойинфраструктурой, развитой системой среднего и высшего образования, расположенныеближе всего к Западу Молдова, Украина и Белоруссия, демонстрируют очень плохиепоказатели внешней торговли.И ее дефицит носитхронический характер. В то же время, некоторые страны бывшего советскогоВостока показывают очень даже приличные результаты – это касается и чистосырьевой Туркмении, и более или менее промышленно развитых Азербайджана,Казахстана и Узбекистана.
Можно долго рассуждатьо причинах такой несправедливости, однако факт остается фактом – республики,которые меньше всего хотели выходить из состава СССР, оказались в наибольшемвыигрыше после того, как стали независимыми. Ну, а те республики, которые изовсех сил стремились выйти из СССР, оказались финансово несостоятельными.
Правда, необходимосделать несколько оговорок по поводу платежеспособности стран СНГ. Активныйторговый баланс Туркмении (которая еще несколько лет назад вообще непубликовала никаких статистических сведений) мог бы быть гораздо больше, еслибы не «одноканальная» система сбыта туркменского газа. Наши читатели наверняка знают, что до последнеговремени этот газ поступал на мировой рынок только по системе трубопроводовроссийского «Газпрома», и российская газовая корпорация неплохо наживалась натуркменском транзите. Но сейчас ситуация несколько поменялась. Уставторговаться с российскими контрагентами, туркменский производитель газа сталискать новые каналы сбыта- и быстро нашел их.Это, во-первых, Иран, а во-вторых, Китай. И, в-третьих, на горизонте все времямаячит проект Транскаспийского газопровода, подключаемого к газопроводу«Набукко». В общем, в ближайшем будущем дела Туркмении должны пойти в гору, и торговый баланс республики только улучшится.
Другая оговоркакасается Армении. Хотя у нее хронический дефицит во внешней торговле, но побольшому счету это не должно вводить в заблуждение. Широко раскинувшаяся посвету армянская диаспора стабильно финансирует свою историческую родину, поэтому с внешними платежами у республики проблем не будет. На худойконец, рядом есть старинный союзник и друг – Россия, которая никогда не оставитв беде и всегда сможет подбросить в кредит несколько сотен миллионов долларов.
Еще одна оговорка,более общего плана, состоит в том, что торговые дефициты могут носить временныйхарактер; и до тех пор, пока они не выправятся, страна с пассивным сальдо можетпривлекать внешние ресурсы для его покрытия. Но если дефициты являютсяхроническими (а именно так обстоят дела у стран-аутсайдеров), то внешниересурсы все равно не спасут.
Что же касается трех нашихевропейских держав - Беларуси, Молдовы и Украины, - то хотя каждая из них идет своимпутем, финал у них приблизительно одинаков. Если рассмотреть текущее положениедел в Беларуси, и возможное в ближайшем будущем - в Молдове, то, в общем, можно сделать вывод, чтонеумение местных политиков компенсировать за счет политических уступок торговыйдисбаланс и создало у них кризисную ситуацию. Если бы они могли разменятьполитические решения на энергетические ресурсы, то тогда кризиса у них могло быи не быть. Но что произошло – то произошло, и как теперь будут выкручиватьсялидеры этих стран, которые в свое время обещали своим народам процветание, а подарили хронический кризис –неизвестно.
С Украиной ситуация сложнее. Дело в том, чтохотя сальдо ее торгового баланса тоже хронически пассивное, оно еще нераздулось до конца, и это раздувание будет происходить в ближайшие год-два-три,после чего можноожидать кризиса.Пока же валютно-финансоваяситуация в республике остается более или менее стабильной за счет того, чтодефицит торгового баланса покрывается с помощью профицита баланса услуг. Но услуги,которые оказывают украинские компании нерезидентам, хорошо известны – это, восновном, транзит российских нефти и газа по системе трубопроводов и морскихпортов. Пока плата за транзит позволяет компенсировать пассив торговогобаланса, но скоро этому счастью наступит конец. После ввода в действиегазопровода North Streamи нефтепровода БТС-2 потребность в украинском транзите резко сократится (впрочем, и вбелорусском, и польском тоже), икак тогда Украинабудет покрывать свойвнешнеторговый дефицит – невполне понятно.
Таким образом,валютный кризис в Белоруссии – это только очередная ласточка грядущих перемен навалютно-финансовом пространстве СНГ. Перемен, которые будут продолжаться дотех пор, пока эти государства не смогутдобиться необходимого для функционирования их экономик перевеса экспорта надимпортом.