будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 20, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Сальдо валютного дисбаланса

Сальдо валютного дисбаланса
elkin
Иллюстрация: Сергей Елкин

Жестокий валютныйкризис, который испытывает сейчас Белоруссия, не должен вызывать большогоудивления - рано или поздно ее экономика должна была оказаться в такойситуации. В том, что кризис произошел сейчас, а не через год-другой, виновата толькомировая экономическая депрессия, которая ускорила его приближение. Более того,если рассматривать валютную ситуацию во всех странах СНГ, то можно суверенность спрогнозировать, что одной Белоруссией дело не ограничится. Кризисбыл в прошлом году в Киргизии, и аналогичные кризисы ждут еще несколько странСНГ. Можно даже сказать, что сейчас наступает момент, когда уже становитсяясно, экономика какой страны СНГ «имеет право на жизнь», а какая - не имеет.

Критерием, на основании которого можно делатьподобные прогнозы, является состояние торгового баланса этих республик. В той ситуации,в которой они находятся, объем экспорта должен быть достаточно большим, чтобыоплачивать объемы импорта, необходимые для нормального функционированияхозяйства, и чтобы накапливать валютные резервы.

Жесткая зависимость от объемов экспорта и,соответственно, от притока твердой иностранной валюты, вызвана тем, чтопредприятия этих стран не могут производить полный набор товаров и услуг,входящих в стандартную потребительскую корзину. Поэтому для нормальногофункционирования экономик СНГ необходим импорт, оплачивать который можно толькоза счет постоянного притока твердой валюты. Если импортные товары не будутпоступать в нужных размерах, то тогда объем внутреннего потребления и объемвнутреннего производства будут совершенно недостаточны для нормальноговоспроизводства экономики страны.

А если не будет международных резервов, тогдаколичество денег в обращении будет недостаточным для реализации производимыхтоваров и услуг, так как национальные валюты выпускаются во внутреннее денежноеобращение при покупке иностранной валюты в резервы органов монетарногорегулирования. Кроме того, наличие валютных резервов дает возможность получатьиностранные товары в кредит, что очень важно для стран с низким уровнем внутреннихсбережений. В данном случае резервы являются своего рода гарантией платежей вовнешнеторговых сделках.

Если посмотреть на торговые балансы стран СНГ занесколько последних лет, становится ясным, кто вырвался вперед, а кто сползаетна дно. В следующей таблице мы приводим данные по экспорту, импорту и торговомусальдо стран-лидеров за последние 10 лет (мы не включаем сюда Россию, данные окоторой анализировали и будем анализировать в других статьях).

$ млрд./год

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Азербайджан

экспорт

2314

2167

2262

3615

4347

6372

6058

47756

14700

19404

импорт

1431

1665

2626

3515

4347

5267

5712

7166

6127

5711

сальдо

883

502

-364

100

0

1105

346

40590

8573

13694

Казахстан

экспорт

8 639,1

9 670,3

12 926,7

20 096,2

27 849,1

38 250,3

47 755,3

71 183,5

43 195,8

59 833,3

импорт

6 446,0

6 584,0

8 408,7

12 781,2

17 352,4

23 676,9

32 756,4

37 889,0

28 408,6

30 852,2

сальдо

2193,1

3086,3

4518

7315

10496,7

14573,4

14998,9

33294,5

14787,2

28981,1

Узбекистан

экспорт

3170

2988

3725

4853

5409

6390

8991

4493

1177

13045

импорт

3137

2712

2964

3816

4091

4782

6728

9704

9438

8798

сальдо

33.5

276

761

1037

1317

1608

2263

1789

2333

4247

Туркмения

экспорт

н.д.

н.д.

н.д.

н.д.

4939

н.д.

8932

11944,7

9322,9

н.д.

импорт

н.д.

н.д.

н.д.

н.д.

3638

н.д.

4442

5707,2

8992,4

н.д.

сальдо

н.д.

н.д.

н.д.

н.д.

1301

н.д.

4490

6237.5

330.5

н.д.

Эти четыре государства СНГ являются явнымилидерами, причем ситуация у них постоянно улучшается – несмотря на мировойкризис.

Но вот про другие страны СНГ нельзя сказать, чтоу них что-то улучшается. Наоборот, с каждым годом ситуация у них становится всехуже и хуже. В следующей таблице мы приводим данные по внешней торговле стран-аутсайдеров.

$ млрд./гол

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Армения

экспорт

341,8

505,1

685,6

722,9

973,9

985,1

1152,3

1057,2

710,2

1011,4

импорт

877,3

987,2

1279,5

1350,7

1801,7

2191,6

3267,8

4426,1

3321,1

3782,9

сальдо

-535,5

-482,1

-593,9

-627,8

-827,8

-1206,5

-2115,5

-3368,9

-2610,9

-2771,5

Киргизия

экспорт

480,3

498,1

590,3

733,2

686,8

906

1337

1874,4

1700,4

1251

импорт

449,2

571,4

723,1

903,8

1105,5

1792,4

2613,6

3753,5

2813,6

3018

сальдо

31,1

-73,3

-132,8

-170,6

-418,7

-886,5

-1275,8

-1879,2

-1113,2

-1767

Таджикистан

экспорт

652

739

797

915

909

1399

1468

1409

1010

1061

импорт

688

721

881

1191

1330

1725

2547

3273

2570

2350

сальдо

-36

18

-84

-276

-421

-326

-1079

-1864

-1560

-1289

Молдова

экспорт

565

644

790

985

1091

1052

1342

1591

1287

1582

импорт

892

1038

1402

1769

2292

2693

3689

4899

3278

3855

сальдо

-327

-394

-612

-783

-1201

-1642

-2348

-3308

-1991

-2273

Беларусь

экспорт

7451

8021

9946

13774

15979

19734

24275

32571

21304

25225

импорт

8268

9092

11558

16491

16708

22351

28693

39381

28569

34868

сальдо

-835

-1071

-1612

-2717

-729

-2617

-4418

-6810

-7265

-9642

Украина

экспорт

16265

17957

23067

32666

34228

38368

49296

66967

39696

51431

импорт

15775

16977

23020

28997

36136

45039

60618

85535

45433

60740

сальдо

490

980

47

3669

-1908

-6671

-11322

-18568

-5737

-9309

Достаточно беглоговзгляда на эти таблицы, чтобы убедиться, что «хорошо жить» после выхода изсостава СССР стали совсем не те страны, о которых это могли бы предположить в конце 80-х —начале 90-х годов прошлого века. Индустриально развитые, обладающие хорошей транспортнойинфраструктурой, развитой системой среднего и высшего образования, расположенныеближе всего к Западу Молдова, Украина и Белоруссия, демонстрируют очень плохиепоказатели внешней торговли.И ее дефицит носитхронический характер. В то же время, некоторые страны бывшего советскогоВостока показывают очень даже приличные результаты – это касается и чистосырьевой Туркмении, и более или менее промышленно развитых Азербайджана,Казахстана и Узбекистана.

Можно долго рассуждатьо причинах такой несправедливости, однако факт остается фактом – республики,которые меньше всего хотели выходить из состава СССР, оказались в наибольшемвыигрыше после того, как стали независимыми. Ну, а те республики, которые изовсех сил стремились выйти из СССР, оказались финансово несостоятельными.

Правда, необходимосделать несколько оговорок по поводу платежеспособности стран СНГ. Активныйторговый баланс Туркмении (которая еще несколько лет назад вообще непубликовала никаких статистических сведений) мог бы быть гораздо больше, еслибы не «одноканальная» система сбыта туркменского газа. Наши читатели наверняка знают, что до последнеговремени этот газ поступал на мировой рынок только по системе трубопроводовроссийского «Газпрома», и российская газовая корпорация неплохо наживалась натуркменском транзите. Но сейчас ситуация несколько поменялась. Уставторговаться с российскими контрагентами, туркменский производитель газа сталискать новые каналы сбыта- и быстро нашел их.Это, во-первых, Иран, а во-вторых, Китай. И, в-третьих, на горизонте все времямаячит проект Транскаспийского газопровода, подключаемого к газопроводу«Набукко». В общем, в ближайшем будущем дела Туркмении должны пойти в гору, и торговый баланс республики только улучшится.

Другая оговоркакасается Армении. Хотя у нее хронический дефицит во внешней торговле, но побольшому счету это не должно вводить в заблуждение. Широко раскинувшаяся посвету армянская диаспора стабильно финансирует свою историческую родину, поэтому с внешними платежами у республики проблем не будет. На худойконец, рядом есть старинный союзник и друг – Россия, которая никогда не оставитв беде и всегда сможет подбросить в кредит несколько сотен миллионов долларов.

Еще одна оговорка,более общего плана, состоит в том, что торговые дефициты могут носить временныйхарактер; и до тех пор, пока они не выправятся, страна с пассивным сальдо можетпривлекать внешние ресурсы для его покрытия. Но если дефициты являютсяхроническими (а именно так обстоят дела у стран-аутсайдеров), то внешниересурсы все равно не спасут.

Что же касается трех нашихевропейских держав - Беларуси, Молдовы и Украины, - то хотя каждая из них идет своимпутем, финал у них приблизительно одинаков. Если рассмотреть текущее положениедел в Беларуси, и возможное в ближайшем будущем - в Молдове, то, в общем, можно сделать вывод, чтонеумение местных политиков компенсировать за счет политических уступок торговыйдисбаланс и создало у них кризисную ситуацию. Если бы они могли разменятьполитические решения на энергетические ресурсы, то тогда кризиса у них могло быи не быть. Но что произошло – то произошло, и как теперь будут выкручиватьсялидеры этих стран, которые в свое время обещали своим народам процветание, а подарили хронический кризис –неизвестно.

С Украиной ситуация сложнее. Дело в том, чтохотя сальдо ее торгового баланса тоже хронически пассивное, оно еще нераздулось до конца, и это раздувание будет происходить в ближайшие год-два-три,после чего можноожидать кризиса.Пока же валютно-финансоваяситуация в республике остается более или менее стабильной за счет того, чтодефицит торгового баланса покрывается с помощью профицита баланса услуг. Но услуги,которые оказывают украинские компании нерезидентам, хорошо известны – это, восновном, транзит российских нефти и газа по системе трубопроводов и морскихпортов. Пока плата за транзит позволяет компенсировать пассив торговогобаланса, но скоро этому счастью наступит конец. После ввода в действиегазопровода North Streamи нефтепровода БТС-2 потребность в украинском транзите резко сократится (впрочем, и вбелорусском, и польском тоже), икак тогда Украинабудет покрывать свойвнешнеторговый дефицит – невполне понятно.

Таким образом,валютный кризис в Белоруссии – это только очередная ласточка грядущих перемен навалютно-финансовом пространстве СНГ. Перемен, которые будут продолжаться дотех пор, пока эти государства не смогутдобиться необходимого для функционирования их экономик перевеса экспорта надимпортом.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).