будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ВВП
Ноябрь 17, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Самые эффективные инвестиции – снижение налогов

Как и следовало ожидать, снижение ставки единого социального налога (ЕСН) привело к падению бюджетных доходов: за первый квартал текущего года его поступления в Федеральный бюджет (за счет чего и оплачивается базисная пенсия) снизились на 37% по сравнению с первым кварталом 2004 года.

Снижение поступления социального налога произошло на фоне выполнения или даже перевыполнения заданий по сборам всех остальных налогов. У них, правда, ставки не менялись, но перевыполнение выглядит более чем прилично. Настолько прилично, что даже возникает ощущение начала экономического роста, так как обеспечить прирост сборов на 22% по сравнению с планом за счет одного только улучшения налогового администрирования или повышения моральной ответственности налогоплательщиков практически невозможно.

Естественно, это перевыполнение налогового плана не включает в себя поступления от дополнительных начислений “ЮКОСу” - с ними налоговые допдоходы зашкаливают аж за 150% от предполагавшегося уровня. Но и без них исполнение бюджета смотрится просто прекрасно, поэтому, оставив в покое моральную чистоту и налоговое администрирование, посмотрим, могло ли текущее состояние дел в экономике повлиять на повышение доходов бюджета.

За первый квартал 2005 года ВВП России по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года вырос на 20% (в номинальном выражении). А цены за этот же период времени – на 13,3%. Итого, реальный объем ВВП за сопоставимый период времени увеличился на 5,9%. Что, конечно, неплохо, но, все-таки, явно не дотягивает до “президентской планки” в 7%, а, кроме того, совершенно не соответствует росту объемов налоговых поступлений. Поэтому нам приходится сделать неутешительный вывод, что дополнительные налоговые доходы получены, во-первых, благодаря инфляции, во-вторых, благодаря “внешним факторам” - сверхвысоким ценам на нефть и поэтому сверхвысоким экспортным таможенным тарифам и только в третью очередь, благодаря реальному приросту производства товаров и услуг.

Мы очень надеемся, что в последующих кварталах 2005 года ситуация выправится и прирост реального производства станет опережать инфляцию. Но пока за “блестящее” исполнение бюджета должны благодарить скорее Федеральную резервную систему США и Центральный банк РФ с их проинфляционной политикой, чем отечественных производителей и налоговых инспекторов.

Последние, конечно, преуспели в сборе “инфляционного налога”, но лучше бы его и не было. А то он только вводит в заблуждение и создает видимость прекрасного состояния дел, хотя до этого еще очень далеко.

Из-за этих дополнительных инфляционных доходов у многих получателей бюджетных средств начинается нервная дрожь. Они начинают бояться, что дополнительные куски бюджетного пирога им или вообще не достанутся, или достанутся сильно обкусанными. И чтобы такого безобразия ни произошло, заинтересованные структуры в лице отраслевых министерств начинают строить разного рода планы и программы по эффективному освоению временно свободных бюджетных средств. “Полит.ру” неоднократно писал об этом и, к сожалению, будет еще писать: свободных бюджетных денег немало, но аппетиты у бюрократических хищников еще больше. Тем более, что они сильно изголодались за прошедшие 10-15 лет, сидя на скудном бюджетном пайке.

Но полуголодное существование государственных чиновников и близких им структур – еще не самая страшная вещь, которую можно придумать. Страшно то, что их аргументы теперь находятся не очень далеко от истины, и поэтому с трудом опровергаются. Ведь сейчас никто не требует денег от бюджета на строительство промышленных предприятий, а только – на развитие транспортной инфраструктуры, поиск новых месторождений полезных ископаемых и, как повелось уже много лет тому назад, – на субсидии сельскому хозяйству.

А инфраструктура у нас действительно поизносилась, месторождения – поисчерпались, а селяне – пообносились. Всем им требуется немного безвозвратных бюджетных денег, чтобы привести себя в более или менее приличное состояние. Поэтому бюджету придется раскошелиться, иначе он будет сильно похож на собаку на сене. В конце концов, именно государство виновато в том, что далеко не все секторы российской экономики оказались приватизированными и вынужденными функционировать за счет частных инвестиций. Не поторопилось оно в свое время с приватизацией некоторых объектов государственной собственности, и теперь вынуждено собирать плоды собственной нерасторопности. Потому что если что-то находится в госсобственности, государство обязано выделять средства на его поддержание (а, может, и расширение). Особенно тогда, когда средств более чем достаточно.

Но если бы все было по-другому, если бы госсектор не был таким большим, работа государственных финансистов значительно бы облегчилась. Им не нужно было бы ломать голову над решением многовекторной задачи – как истратить дополнительные доходы бюджета. Решение у них было бы одно – прямое и простое, как топор: если в бюджете год за годом возникают избыточные доходы, надо просто снизить налоги, и этот излишек исчезнет сам по себе. Хотя в будущем он может появиться снова, так как корпорации и домашние хозяйства вследствие снижения налогового бремени могли бы расширить свои инвестиции, ввести в действие новые мощности, расширить выпуск продукции и услуг, в результате увеличивая налогооблагаемую базу. А ее увеличение приведет, в свою очередь, к росту налоговых поступлений. И при этом не надо никаких государственных инфраструктурных проектов, программ стимулирования экономического роста, свободных экономических зон, освобождения от налогов и тому подобной чепухи, которой нас пичкают матерые аппаратчики из отраслевых министерств.

Поэтому, хотя у нас госсектор все-таки большой, и будет постоянно требовать себе на пропитание, единственной разумной мерой государственного регулирования, предпринятой властями, является снижение предельной ставки ЕСН, а не разного рода инвестиционные программы. Благодаря этой мере налогоплательщики только за первый квартал 2005 года высвободили 36 млрд. руб., что в годовом исчислении составит почти 130 млрд. руб. И эти действительно дополнительные доходы, как мы рассчитываем, бизнес сможет использовать самым разумным образом: инвестировать туда, куда ему больше всего нужно.

Поскольку снижение налогов – это самый эффективный вид государственных инвестиций, который только можно придумать, вопрос о том, что нужно делать с дополнительными доходами бюджета, решается очень просто: отправить на покрытие доходов, выпадающих после снижения ставок налогов. Упали доходы внебюджетных фондов после снижения ставки ЕСН – выделите им финансовую помощь из федерального бюджета и покройте временный дефицит. Потом всем от этого только лучше станет.

Правда, с учетом нашей инфляционной специфики, некоторую часть дополнительных доходов бюджета надо было бы использовать на погашение инфляционной волны, которая, к сожалению, еще достаточно высока. Для этого можно направить часть средств на досрочное погашение долга Центральному банку, а не в Стабилизационный фонд, как это делается сейчас. В результате и долг уменьшиться, и инфляция снизится. И, как следствие сокращения инфляционного налога и налогов обычных, законных, у частного сектора появиться достаточно ресурсов, чтобы расширить мощности и товарное производство.

См. также:

  • Гриценко. Лебедь, рак и щука среднесрочного развития
  • Лейбин. Масштаб бедствия
  • Гриценко. Удвоение по Фрадкову
  • Гриценко. Битва за лишние деньги
  • Гриценко. Шестой претендент на сверхдоходы
  • Гриценко. Как победить бедность
  • Гриценко. Конец реформ – начало сыска
  • Гриценко. Средства для экономического роста
  • Гриценко. Либерализма стало больше
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).