будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Россия экономика
Май 17, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Санкции и проблема долга

Санкции и проблема долга
Debt-for-Canadians
Долг

В связи с резким ухудшением финансово-экономических отношений между Россией и странами Запада у российских хозяйственных агентов могут появиться (и уже появляются) достаточно серьезные трудности, напрямую затрагивающие возможности их дальнейшего функционирования. О блокировке доступа ряда российских коммерческих банков к ресурсам иностранных кредиторов мы уже говорили; теперь необходимо рассмотреть вопрос об ограничениях, которые могут возникнуть при размещении ценных бумаг Правительства РФ.

Этот вопрос вполне актуален, так как расширение санкций протии России может привести, во-первых, к запрету покупать новые выпуски российских государственных ценных бумаг и, во-вторых, к запрету на обращение на западных биржах ранее размещенных выпусков.

В принципе, сама по себе тема государственного долга и финансирования дефицита государственного бюджета России уже не является такой актуальной, как это было еще несколько лет тому назад. Федеральный бюджет давно сводится без дефицита, а если он иногда и появляется, как это было в посткризисных 2009-2010 годах или в 2013 году, его покрытие производится не за счет эмиссии облигаций государственных займов, а за счет средств Резервного фонда.

Более того, рискнем предположить, что тот выпуск займов, который все-таки производится несколько последних лет, носит, в некотором смысле, вынужденный характер: до недавнего времени пенсионные фонды могли инвестировать средства накопительной части пенсии только в госбумаги – и вот для того, чтобы им было куда инвестировать, Министерство финансов эти бумаги и выпускало. Разумеется, эти «вынужденные» инвестиции выполняли еще одну, страховочную, функцию, на тот случай, если кто-то из рыночных игроков не сможет (или не захочет) приобретать российские госбумаги в объемах, необходимых для их полного размещения.

Другим направлением, по которому осуществлялась эмиссия госбумаг, было оказание финансовой помощи коммерческим банкам, пострадавшим от кризиса 2008-2009 годов. Государство вносило в состав их капиталов облигации, чтобы банки, если у них возникнет срочная потребность в денежных средствах, могли их продать на открытом рынке и получить требуемые средства. Государство же в обмен на облигации получило акции этих банков, которыми сможет распоряжаться по своему усмотрению.

Кроме того, структура государственного внутреннего долга за пять посткризисных лет претерпела серьезные изменения. Если до кризиса это были в основном облигации займов, то теперь это во все большей степени государственные гарантии, которые Правительство России предоставляет российским юридическим лицам в качестве обеспечения их займов. И если на начало 2009 года общий госдолг составлял 1,5 трлн. руб., из которых на госгарантии приходилось около 5%, а остальной долг был оформлен облигациями, то на начало 2014 года из общего госдолга в 5,7 трлн. руб. на госгарантии приходится уже 23% (1,29 трлн. руб.).

Из этих данных видно, что увеличение государственного внутреннего долга в последние пять лет меньше всего было связано с чисто бюджетными проблемами. Они решались, повторяем, за счет средств Резервного фонда, а не за счет эмиссии облигаций государственных займов.

Что же касается внешнего валютного долга, то с ним проблем еще меньше. После массированного погашения задолженности Лондонскому и Парижскому клубам кредиторов в 2006 году общий долг (российский и б. СССР) стал очень маленьким ($24,7 млрд. плюс $2,5 млрд.), и, за некоторыми исключениями, он практически не растет. Небольшое увеличение (на $4 млрд.) произошло в 2010 году, и еще одно, на $5 млрд., - в 2013 году. Правда, сумма, вырученная от продажи второго транша, пошла на погашение задолженности с истекающими сроками обращения, поэтому через полгода объем валютного долга вернулся к прежним значениям.

Однако, хотя увеличение внутреннего государственного долга и произошло по причинам, не имеющим отношения к исполнению государственного бюджета, обязанность обслуживать этот долг лежит все-таки на Министерстве финансов. И вот в связи с возможными санкциями, о которых мы говорили в самом начале, возникают сомнения в возможностях финансового ведомства выполнять эти обязанности.

Если подойти к делу формально и предположить, что новые выпуски госбумаг инвесторы покупать не будут и эмитенту (Минфину) придется погашать их самостоятельно, то тогда ему нужно будет выплатить из бюджета следующие суммы: до конца 2014 года – 185 млрд. руб., в 2015 году – 523 млрд. руб., в 2016 году – 471 млрд. руб., и в 2017 году – 386 млрд. руб. Это, естественно, не полные данные по предстоящим платежам, в 2018-2020 годах нужно будет также выплачивать не менее существенные суммы, и их значительное уменьшение произойдет только с 2020 года. Но так далеко заглядывать не имеет смысла, поэтому мы рассмотрим ближайшую перспективу.

Поскольку полное погашение государственного долга – событие экстраординарное, то и ресурсы для этого погашения должны быть такими же. И они у Министерства финансов имеются. Первый такой ресурс – это дополнительный доход, полученный за счет девальвации рубля. Девальвация уже дала свои результаты, и дефицит бюджета, который в 2013 году составлял 323 млрд. руб., превратился в профицит, который за первое полугодие 2014 года составил без малого 719 млрд. руб. И поскольку о прекращении девальвации речи пока не идет, можно предположить, что к концу года профицит превысит 1 трлн. руб. А этих денег, если их не использовать каким-то другим образом, будет вполне достаточно для погашения долга в 2014-2016 годах.

Другой источник – это предлагаемая социальным блоком правительства отмена обязательных накопительных пенсий. Поскольку федеральный бюджет России ежегодно затрачивает большие суммы на финансирование дефицита Пенсионного фонда России, исчисляемого в сотни миллиардов рублей, то в Правительстве возникла идея отказаться от перечисления средств на накопительные счета, сначала временно, в 2014 и 2015 году, а потом, вполне вероятно, и навсегда. Это дает вполне приличную экономию и не только позволит сводить бюджет Пенсионного фонда без дефицита, но и покрыть разного рода экстраординарные расходы, вроде погашения государственного долга.

Таким образом, ресурсы для погашения государственного долга у Министерства финансов имеются, хотя, конечно, мы рассчитываем, что без применения экстраординарных мер можно будет все-таки обойтись.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).