будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Скудный бюджет при денежном изобилии

Проект бюджета на 2004 год внесен Правительством на рассмотрение в Государственную Думу. Доходы должны составить 2,74 трлн. руб. (17,9% ВВП), расходы v 2,656 трлн. руб. (17,4% ВВП). Профицит составит 83, 4 миллиарда (0,5% ВВП). Рост объема ВВП должен составить 5,2%. Комментируя параметры нового бюджета, нельзя обойти вниманием ставшую уже традиционной шутку Минфина, который считает доходы и расходы по явно заниженным ценам на нефть. Доходы считаются при цене $22/баррель, расходы v $20/баррель. Хотя весь 2003 год цена на нашу нефтяную экспортную смесь не падала ниже $25/баррель. Так что подушку безопасности Минфин себе создал что надо. Но это замечание общего плана, в самом же проекте бюджета есть гораздо более интересные вещи.

Журналисты «Коммерсанта» уже обратили внимание, что расходы на силовые ведомства вместе составляют 27% всех расходов. Мы, в свою очередь, обращаем внимание на то, что на хозяйственные расходы (промышленность, строительство, сельское хозяйство и фундаментальные исследования) выделяется только 5% от всех расходов. Поэтому для бюджета 2004 года скорее подходит определение военно-полицейского, чем бюджета развития.

Подобная раскладка бюджетных ресурсов вроде бы имеет серьезные основания. Как идеологические, так и экономические. Раз у нас в экономике господствует частный сектор, то государственные расходы на экономику не нужны. С другой стороны, непосредственная задача государства v это оборона страны от внешних врагов и поддержание общественного порядка. А с этим дела идут не очень гладко. Отсюда бюджетная подпитка для военных и милиции. Таким образом, можно было бы даже сказать, что бюджет России завершил свою эволюцию от «хозяйственного бюджета», каким он достался России от РСФСР к «политическому бюджету», каким и должен быть.

Но такой вывод кажется несколько преждевременным. Хотя бы потому,что в экономике России есть еще достаточно большие нерыночные сектора. Например, жилищно-коммунальное хозяйство. Которое, несмотря на все разговоры о его реформе и даже отдельные попытки его реформировать, по-прежнему находится в печальном состоянии. Так, например, по данным Госстроя, накопленная задолженность бюджетов всех уровней перед предприятиями ЖКХ составляет около 80 млрд. руб. В свою очередь, задолженность коммунальщиков перед поставщиками составляла 280 млрд. руб. Естественно, при такой сумме долгов почти вся выручка предприятий ЖКХ идет на их погашение и на оплату текущих расходов, а на реконструкцию коммунальной инфраструктуры уже ничего не остается. А ведь было бы неплохо перед началом этой самой многострадальной реформы освободить коммунальный сектор от бремени долгов, созданных в том числе и по вине бюджетной системы. Тем более что размер бюджетного долга перед ЖКХ как нельзя удачно совпадает с размером вторичного профицита федерального бюджета, планируемого на 2004 год. Ведь получается, что этот профицит создан искусственно, за счет недофинансирования одной из важнейших отраслей экономики, а не за счет административного искусства сотрудников Минфина. И с точки зрения социальной справедливости неплохо было бы этот должок вернуть.

Но дела обстоят неблестяще не только у традиционно депрессивных секторов. Рыночные сектора тоже находятся не в лучшем состоянии. Если исключить работающие на экспорт топливные и металлургические отрасли, давшие 10% прироста за январь-июль текущего года, остальные отрасли или удерживают свой выпуск в рамках прошлогодних показателей, или снижают темпы. Например, если взять отрасли, производящие потребительские товары, то темпы роста в пищевой промышленности упали в 2 раза, а в легкой как были на нуле, так там и остались. Производство легковых автомобилей вообще сократилось на 8%. Таким образом, и рыночные, и нерыночные сектора российской экономики находятся в непростом положении. В одних сильно изношены фонды, в других полностью загружены мощности, третьих давит конкуренция импорта, а в результате общий экономический рост замедляется.

В этой связи прогноз социально-экономического развития страны, который был опубликован Министерством экономики вместе с проектом бюджета, о ежегодном пятипроцентном росте ВВП за период 2004-2008 годы, кажется очень оптимистичным. Если, конечно, не считать, что этот рост произойдет только благодаря экспортерам. Которые, если цены на нефть, газ и металлы будут оставаться на прежнем уровне, смогут подставить плечо хилой российской промышленности, работающей на внутренний рынок. Правда, и здесь возможности роста небезграничны. Поскольку сейчас рост добычи нефти происходит в основном за счет более интенсивного использования старых скважин, то он не требует достаточно капиталоемких работ по бурению новых скважин. Но как только предел добычи на них будет достигнут, для ее дальнейшего наращивания нефтяникам придется пойти на большие расходы. Готовы ли они будут и смогут ли их осуществить v это большой вопрос. Если нет, то и прироста добычи нефти уже в 2005 году не будет. И этот ранее безотказный источник экономического благополучия быстро иссякнет.

Итак, пределы роста во всех секторах российской экономики уже почти достигнуты, причем вне зависимости от того, рыночные это сектора или нет, работают они на внутренний рынок или на внешний. И впереди у них только два пути. Или медленная стагнация, или рост за счет инвестиционной накачки. И вот здесь бюджет может помочь всей остальной экономике.

Дело в том, что невысокие темпы роста российской экономики, кроме причин, указанных выше, во многом объясняются слабым кредитованием банковской системой российских предприятий. В принципе, банковская система располагает достаточными ресурсами для наращивания кредитования, так как вклады в банках постоянно растут. Но вот с их размещением дела обстоят не очень удачно. Во всяком случае, избыточную ликвидность банковской системы (то есть v капитал, ищущий применения), судя по отчетности Центрального банка, на начало августа можно оценить в 130 млрд. руб. (депозиты коммерческих банков в Центральном банке и обязательства Банка России по обратному выкупу ценных бумаг). Причина избыточной ликвидности банков, а также слабой активности банкиров понятна. Поток нефтедолларов не ослабевает, Центробанк вынужден хоть частично, но все же скупать их в резерв, что бы не допустить обвального падения курса доллара. А скупка валюты в резерв возможна только за счет эмиссии новых денег, которых становиться слишком много для российской банковской системы. Она просто не может их переварить, так как банкиры привыкли кредитовать только оборотные средства клиентов. А перенаправить ресурсы на приобретение основных средств v это для них уже рискованная операция. С другой стороны, так ли у нас много банков, ресурсы которых позволят выдержать выдачу, например, трехлетних кредитов? Вот и приходится банкам размещать свои свободные ресурсы под низкие проценты в Центробанке, или спекулировать на валютном и фондовом рынках. К которым сейчас еще добавился рынок недвижимости. Хотя инструмент для инвестиций свободных банковских резервов у нас есть, и он называется облигации федеральных займов.

Для того, что бы расширить эмиссию этих облигаций, Минфину вовсе не обязательно иметь дефицит бюджета. Более того, он может сделать это даже при профиците. Так как государственные облигации v это не только и не столько источник покрытия дефицита, но и инструмент управления инвестиционным процессом. И если банковская система не в состоянии превратить вклады в долгосрочные инвестиционные кредиты, то тогда это придется делать государственном бюджету. Какой бы антилиберальной не казалась эта идея v искусственно расширить госдолг, чтобы снять с рынка избыточную ликвидность, забрав с денежного рынка избыток ликвидности, Минфин (вернее правительство), если захочет, сможет распорядится этими средствами гораздо более эффективно, чем банки. Направление использования этих средств хорошо известно. Например, горячо любимое нами жилищное и коммунальное хозяйство, которое буквально тонет в фекалиях из-за нехватки инвестиций. Очевидно, что в этот сектор банки в любом случае не пойдут, а вот госсектор пойти может. И не только сможет расчистить старые долги и профинансировать большой объем строительных и ремонтных работ, но и создать новый рынок сбыта для остальной промышленности. Ведь ЖКХ v это крупнейший потребитель стального проката и цветных металлов, стройматериалов и машиностроительного оборудования. Но пока этот потребитель сидит без денег, спрос на эту продукцию носит только потенциальный характер. (То же самое, кстати, и с некоторыми другими секторами экономики, где роста и развития вообще еще не было, например, с медициной. Так что развиваться и расти есть куда.)

Итак, вместо традиционной минфиновской тактики v зажимать расходы и создавать профицит v возможен несколько иной образ действий. Профицит надо скорее потратить (на реорганизацию нерыночных секторов, инфраструктуру, реформы v есть куда) и, кроме того, увеличить государственный внутренний долг за счет дополнительной эмиссии государственных облигаций. А полученные таким образом ресурсы направить на реорганизацию и развитие для начала одного из депрессивных секторов российской экономики, одновременно повышая как жизненный уровень граждан, так и уровень загрузки производственных мощностей в промышленности, и стимулируя тем самым рост экономики. Мы, конечно, понимаем, что у правительства смелости на подобный шаг не хватит, поэтому готовы время от времени его подбадривать.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).