будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 9, 2025
Хозяйство
Цыпин Арон

Соляной бунт и теория заговора

При обсуждении версий соляного ажиотажа многие наблюдатели указывали на то, что наряду с понятным повышенным спросом на товары, отягощенные тяжелой исторической памятью, – соль, сахар, крупа, спички – присутствовал и ряд естественных причин. Прежде всего – попытка российских властей ограничить импорт украинской соли (производитель «Артемовсксоль») – более дешевой, чем соль большинства российских производителей на европейской части России (дело в том, что в цене соли очень большое значение имеет цена транспортировки - до 90%).

Такие попытки действительно имели место – на протяжении последних пяти, наверное, лет; возможно, что они и активизировались в последнее время. Возможно также, что эти попытки могли и «раскачать» рынок до состояния ажиотажного спроса и легкой паники, которой действительно могли воспользоваться корыстолюбивые торговцы.

Однако даже самые глупые чиновники не допустили бы появления толп пенсионеров на улицах российских городов. Этот сценарий мне кажется невероятным просто потому, что структура российского хозяйственного уклада не допускает подобные вещи.

Если на каком-либо рынке ситуация выходит за рамки обычного ажиотажа и становится фактором социальным, то управление ситуацией происходит по следующим каналам.

Если конкретный бизнес курирует офицер-силовик, то соответствующего бизнесмена приглашают на беседу и мягко и душевно рассказывают про то, как поступали афганцы (вариант – «чехи») с друзьями офицера или, наоборот, друзья офицера - с пленными, «чехами». Как правило, за этой увлекательной историей следует пожелание навести порядок на «вверенном бизнесмену участке». Пожелание, идущее с самого верха, против которого ничего сделать нельзя. И вообще, как ни неприятно будет ему, чекисту, расставание с бизнесменом, оно может произойти при самых ужасных обстоятельствах, и тут ничего поделать нельзя. «Два дня срока тебе, чтобы все исправить, – скажет, печально улыбнувшись, чекист, – время пошло».

Если бизнес курирует служащий прокуратуры, то разговор начнется с криков и матюгов и обещания вступить в интимную связь со всеми здравствующими и покойными родственниками, а также загнать «дальше, чем Ходора», но закончится тем же пожеланием исправить все в максимально короткий срок, невзирая на затраты и трудности.

Эти истории я рассказываю к тому, что соляной ажиотаж по непонятной причине застал эту часть вертикали власти, этот важный встроенный элемент поддержания стабильности российской экономики, врасплох.

Есть еще один момент, который заставляет говорить о некоторой предумышленности произошедших действий, – в спокойные январские дни, по причине несогласованности действий нескольких ведомств, страна чуть не столкнулась с дефицитом водки: неутверждение образцов акцизных марок - вопрос, решающийся обычно на уровне столоначальников наклеек, - привело к остановке российских ликеро-водочных заводов. Примерно к тем же последствиям могла привести чрезмерная зарегулированность вопроса об этикетке на ликеро-водочной продукции – водка просто могла исчезнуть из магазинов.

Конечно, мы не будем анализировать quo vadis в конкретных случаях, но, тем не менее, имеет смысл все-таки оторвать взгляд от падающих кирпичей и присмотреться, не кидает ли их кто-нибудь.

«Обидеть олигарха легко», но имеет смысл обнаружить некоторые последовательности событий, которые помогут понять, что происходит. В 1994 году на телеэкраны страны вышла со своей замечательной рекламой компания «МММ» - несколько персонажей из народа убедительно показали, какие акции надо покупать и как ими пользоваться. Через два года подобный же рекламный ход  дал замечательные результаты в ходе кампании президента Ельцина в 1996 году.

Соответственно, в начале 2006 года - за два года до президентских выборов - происходит небольшая PR-война, в которой быстро и эффективно активизируются слои населения, обычно голосующие за левый электорат.

Я готов допустить даже заговорщическую мысль, высказываемую в интернет-сообществе, что целью соляной кампании было отвлечение внимания общественности от дела Сычева и случаев дедовщины. Не понимаю, как связано одно с другим, но могу в качестве гипотезы допустить. Тем более, что, по непонятной причине, соляная лихорадка не коснулась самого горячего и нестабильного региона России – Северного Кавказа.

Я могу допустить, что у истоков лихорадки стояли соляные магнаты, решившие переложить на население издержки инвестиций в соляную промышленность, действительно нуждающуюся в реконструкции. Могу я допустить также, что какие-нибудь лихие политтехнологи или пиарщики отрабатывают новые технологии продажи нового (или старого) продукта.

Однако представляет интерес другое: в канун выборов обладатель столь эффективного know-hоw оказывается в очень выгодном положении - он может предложить свою методику любой из сторон. Более того, он становится вровень с играющими сторонами, он становится силой, равной игрокам.

Цыпин Арон
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).