В ночь на вторник Совет директоров Центрального банка принял решение о поднятии ключевой ставки до 17%. Больше никаких заметных шагов регулятор, похоже, не предпринимал, так что рубль утром укрепился, но затем продолжил падение, на фоне которого вчерашние графики выглядят достаточно пологим.
Уже в три часа с небольшим за доллар давали 80 рублей, а евро стоил более 100 рублей. Еще в начале дня новость о том, что обменники закупают табло с секцией для дополнительной цифры казалась забавной, к концу стало понятно, что успевший купить такие секции первый оказался в выигрыше: остальные вынуждены заказывать б/у секции в Белоруссии. Рубль обесценивается с такой скоростью, что официальный курс ЦБ евро на среду в момент объявления оказался ниже курса доллара на бирже.
Во всей этой ситуации Центральный банк, одной из основных целей существования которого, согласно Конституции, является поддержание стабильного курса рубля, как-то сам собой стал крайним, ответственным за все происходящее.
Между тем Банк России, хоть и обладает одними из самых крупных в мире золотовалютными резервами, не собирается останавливать панику. Падение рубля во вторник происходит на достаточно небольших объемах торгов, то есть, продав на бирже, например, несколько миллиардов долларов по цене 70 рублей за доллар, ситуацию можно было бы выправить.
Однако руководство ЦБ старается всеми силами придерживается ранее объявленной политики плавающего курса. В среду днем Эльвира Набиуллина заявила в коротком комментарии каналу «Россия 24», что свободный курс «позволяет смягчать действие негативных внешних факторов на российскую экономику». Ослабление курса глава ЦБ считает сигналом для российской экономики, что необходимо адаптироваться к новым условиям.
«Мы должны научиться жить в новой зоне, ориентироваться в большей степени на собственные источники финансирования, проекты и дать шансы для импортозамещения», — сказала председатель ЦБ.
Несколько позже первый заместитель председателя ЦБ Сергей Швецов назвал ситуация на валютном рынке критической: «Даже в страшном сне мы не могли себе год назад представить, что такое возможно, — сказал он. — Но поверьте, что совет директоров ЦБ принимал решение, выбирая между плохим и очень плохим вариантом. Но мы приняли такое решение, и какие оно будет иметь последствия для рынка и экономики я не возьмусь предсказать».
Еще утром видимым результатом провала рубля стали перебои с работой сайтов Московской биржи, Центрального банка — неискушенные граждане пытались найти хоть какую-то полезную для себя информацию. Уже в середине дня в интернете появились сведения об очередях в обменниках, смене курса раз в десять минут и, конечно, начали возникать различные слухи. О том, например, что «Газпром» собирается сократить четверть персонала, или о «Сберанке», который, якобы, решил перестать выдавать кредиты гражданам России. Все это, впрочем, через некоторое время опровергалось. Появились также почти панические комментарии представителей тех или иных бизнес-структур.
«Следующие несколько месяцев будут критическими. Если правительство будет бездействовать и не предложит какой-то экстренной программы выхода из этой ситуации, я думаю, мы придем в тупик», — заявил в эфире радио «Коммерсант FM» глава Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.
Главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин в разговоре с РБК объяснил происходящие события паникой, которая, по его словам, продлится «дни или недели».
«Сейчас самое важное для ЦБ — успокоить население и банки. Это вопрос скорее психологии. Важно даже не то, какие меры будет принимать ЦБ, важно как он это сделает, и какое создаст впечатление. Имеет смысл, например, выйти на рынок с внятными комментариями. Наблюдая за развитием ситуации, участники рынка могут уже не верить ЦБ, но нынешнее ожидание разрушительно для российской экономики. Оно угрожает финансовой стабильности», — сказал он.
Характерно, что во время кризиса 1998 года руководство Центрального банка и правительства фактически не сходило с экранов телевидения — сложно сказать, помогло ли это погасить панику среди населения, но хотя бы какой-то канал коммуникации присутствовал.
Сегодня руководство ЦБ дает комментарии, длительность которых хорошо, если превышает минуту. О совещании у премьер-министра стало известно только под конец дня — пресс-служба Медведева сообщила, что премьер собрал вице-премьера Игоря Шувалова, помощника президента Андрея Белоусова, министра финансов Антона Силуанова, министра экономического развития Алексея Улюкаева, главу Центробанка Эльвиру Набиуллину и первого замруководителя своего аппарата Максима Акимова.
Остается надеяться, что члены правительства и руководство ЦБ смогут не только выработать антикризисный план, но и претворить его в жизнь — возвращение начала 1990-х годов, когда люди, получив зарплату, сначала шли в обменник, и только потом за хлебом, не хочет никто.