Обнародован законопроект «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», содержащий концепцию развития региона. Такой документ в 2015 году предлагал разработать вице-премьер Дмитрий Рогозин, подчеркивавший, что ранее использовавшийся подход не являлся системным.
Документ объясняет необходимость создания в Арктике опорных зон развития и содержит варианты социальных и природоохранных обязательств государства. Как сообщила газета «Коммерсантъ», в социальной части, например, содержатся предложения организовать для коренного населения передвижные аптечные пункты и готовить детей этих народов «к жизни в современном обществе».
Как пояснило издание, Арктика в документе описана как область внутри Северного Полярного круга, включающая в себя как земли, так и «глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши». Арктическая зона называется особым объектом государственного управления, который, в то же время, не является частью административно-территориального деления Российской Федерации.
Эксперты высказывают сомнения в целесообразности интенсивного освоения Арктики в ближайшие годы.
В развитии региона в настоящее время нет явной необходимости. Такое мнение в беседе с «Полит.ру» высказала Наталья Зубаревич, специалист в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии, доктор географических наук, ведущий научный сотрудник Института управления социальными процессами НИУ-ВШЭ, комментируя публикации о появлении подобного законопроекта.
«Экономическая необходимость в развитии Арктики для России была. В связи с тем, что все делали большую ставку на освоение арктических месторождений нефти и газа. Тогда это считалось актуальным. Но при ценах на нефть в 40 с небольшим долларов за баррель это все пока уходит за горизонт планирования», – объяснила Наталья Зубаревич.
Сходное мнение высказывал и заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. По его словам, в перспективе Арктика, а конкретно – арктические моря могут стать ценными источниками углеводородов, однако «это перспектива, скорее всего, уже после 2035-2040 года, если говорить о масштабной добыче».
Что касается непосредственно нового проекта развития Арктики, то без конкретных данных по предполагаемым условиям его реализации оценить его сложно, отмечают эксперты.
«Я законопроекта пока не видела и еще не очень понимаю, о чем речь. Ну, будут в регионе передвижные аптечные пункты, ну, детей будут готовить к жизни в современном обществе. Детей всегда надо готовить к жизни в современном обществе, и аптеки – это хорошее дело. И что? Если Рогозин говорил, что раньше подход был бессистемным, то тут в чем система?
Что такое "опорная зона"? Какие у них будут полномочия, какие ресурсы под это подводят? Что такое "опорная зона"? Кто ее будет развивать, на каких условиях, с какими ресурсами? Кто туда придет? Так, как сейчас это прозвучало, это пока просто "бла-бла".
Если, допустим, речь идет о зонах вокруг промышленных и производственных объектов, то какие это объекты? Там что, уже добыча пошла? Добычи там нет. Ну, есть на Ямале – там будет завод по сжижению газа. Если будет. Но там этим занимается бизнес. Если государство теперь хочет как-то поддержать этот бизнес, ну, огласите, пожалуйста, весь список предложений. Какие ресурсы, какие льготы, что вообще? Что в Арктике должно что-то развиваться – да ради Бога! Только цену вопроса назовите», –отреагировала Наталья Зубаревич.
В то же время она уточнила, что пока не видит возможности эффективного развития для региона в целом.
«Учитывая особенности и сложности региона, там возможно только точечное развитие каких-то прибыльных объектов. А "цветущая Арктика" – это как-то забавно. Советский Союз ведь ее уже развивал, потом толпы людей оттуда уехали», – отметила эксперт.
О том, что у России в настоящее время еще нет ресурсов для того, чтобы развивать арктический регион, говорил и Николай Петров, профессор, заведующий Лабораторией методологии оценки регионального развития Центра фундаментальных исследований НИУ-ВШЭ.
«Что касается Арктики, то мы регулярно слышим заявления со стороны российской власти относительно наших особых прав на территории, которые не являются окончательно установленными международным правом. И тут есть два варианта: один – разделить зоны влияния в регионе в рамках стран Арктического клуба, маленького и относительно компактного; второй – вариант, когда на часть территорий претендуют те страны, которые непосредственно на Арктику не выходят, как, скажем, Китай.
Россия в этой ситуации постоянно пытается подвести какую-то базу под свои претензии, например, через геологические изыскания, связанные с тем, как простираются подводные хребты и как, соответственно, можно определить шельф и от него уже считать российские зоны. Если же затронуть экономическую сторону вопроса, то еще недавно много говорили о том, насколько Арктика богата ресурсами и так далее. Но сегодня понятно, что если речь идет о нефти и газе, то нынешние цены категорически не позволяют осваивать эти ресурсы, так как стоимость добычи существенно выше сегодняшней продажной цены.
Поэтому сегодня все работы, которые велись на этот счет, приостановлены. И ожидать, что в ближайшем будущем у нашей страны найдутся какие-то серьезные ресурсы не просто для демонстрации своих намерений в Арктике, не просто для демонстрации своей военной силы в регионе, но для его реального хозяйственного освоения, мне кажется, не приходится», – объяснял Николай Петров.