Прокуроры нашли множество нарушений на речном транспорте после крушения «Булгарии». Что означает не только катастрофическое положение пассажирского речного транспорта. Повсеместные нарушения свидетельствуют, что вся инфраструктура в глубоком кризисе, а чиновники торгуют безопасностью граждан.
Генпрокуратура после катастрофы с «Булгарией» активно проверяет многочисленные пассажирские суда. И выводы прокуроров не радуют. «Обстановка на внутренних водных путях остается сложной. Более 700 судов, перевозящих пассажиров, имеют возраст свыше 30 лет. Судовладельцы зачастую безответственно относятся к поддержанию их надлежащего технического состояния и обеспечению безопасности плавания. Повсеместное распространение получили факты судоходства c неукомплектованными экипажами, без разрешительной документации, учета предельной пассажировместимости, необходимых спасательных средств. Перевозка пассажиров, особенно детей, не обеспеченных спасательными средствами, заведомо подвергает опасности их жизнь во время плавания», - говорится в сообщении Генпрокуратуры.
Например, в Дальневосточном регионе прокуратура зафиксировала преревозку 94 детей из коррекционного детского дома на судне, где имелось всего 13 детских спасательных жилетов.
Винят прокуроры профильные надзорные органы и тех, кто занимается лицензированием. «Речной регистр выдает свидетельства о годности к плаванию судов, не отвечающих установленным требованиям. Имеют место случаи незаконного продления сроков действия классификационных свидетельств пассажирских судов и необоснованного переноса ежегодного переосвидетельствования на более длительный срок», - пишут они по результатам проверки.
Бюрократический стиль в данном случае все же позволяет понять масштаб проблемы.
Катастрофа, произошедшая вслед за «Булгарией», когда катер на Москва-реке столкнулся с баржей и погибли 8 человек, добавила масла в огонь. Гибели пассажиров катеров и теплоходов в результате аварии на Москва-реке не было едва ли не со сталинских времен.
Несомненно, кто-то вынесет свои аппаратные профиты из обеих катастроф — сотрудникам Ространснадзора и Речного регистра внесены представления с требованием исправить ситуацию на транспорте. То есть уже создана аппаратная интрига.
Однако речь идет сейчас не только об этом. Исчезновение пассажирского речного транспорта, безусловно, является тенденцией. Средства коммуникации существенно изменились с момента появления железных дорог и авиационного сообщения. Причина этого исчезновения — низкая скорость транспорта по сравнению с автомобильным и железнодорожным. Однако как развлечение речной транспорт сохраняет свое значение.
Что делает катастрофы с ним страшными для обывателя. О трагедии с «Булгарией» не слышали, по данным ВЦИОМ, 2(!) процента россиян. И лишь 7 не следят за ходом расследования. «русский речной Титаник» буквально всколыхнул граждан.
Проблема в том, что спросить по сути не с кого. Да, есть конкретные бизнесмены и чиновники. Однако если в стране существует спрос на речные пассажирские перевозки в виде всяких речных трамвайчиков, а покупать новые суда нерентабельно, то катастрофы с большой вероятностью будут время от времени происходить. Отрабатывающий советский ресурс не будет, видимо, замещен, но выработан будет по полной программе. Здесь уже кажется, что решением было бы запретить такие перевозки в принципе.
В значительной степени инфраструктура выработала свой ресурс еще до развала Советского Союза. А в условиях рыночных отношений еще более деградировала. Существует впечатление, что географические масштабы России вообще сделали любые перевозки (вплоть до трубопроводов) делом преимущественно государственным. Тем самым доказав ограниченность чистого либерализма на российских пространствах — иначе получает сплошь погоня за прибылью и полное игнорирование правил безопасности. Слабая насыщенность рынка (корабли-то дороги), в свою очередь, делает слабо возможной оздоровляющую конкуренцию, тем более, что маржинальность такого бизнеса невелика — нет желающих вкладываться.
Безопасность же перевозок на существующих судах сложно достижима по причине принципов организации отношений представителей властей и бизнесменов. Должность рассматривается значительной массой чиновников в качестве своего рода кормления. Таким образом, чиновник стремится монетизировать кресло в рамках тех полномочий, которыми обладает. Покуда эти полномочия, скажем, надзор за речным транспортом — будут продаваться лицензии и осмотры. И будут продолжать ржаветь и иногда тонуть суда.
Государственные мужи называют это коррупцией и часто призывают с этим бороться. Однако пока товаром чиновника является не прописанная ему в качестве функционала услуга, а норма законодательства (запрещающая или разрешающая нечто) — избежать катастроф вроде «Булгарии» или пермской «Хромой лошади» не удастся.