будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 17, 2025
Хозяйство

Спасение утопающих

Спасение утопающих
bulgaria
Теплоход "Булгария". Источник: кадр телеканала "Россия"

Прокуроры нашли множество нарушений на речном транспорте после крушения «Булгарии». Что означает не только катастрофическое положение пассажирского речного транспорта. Повсеместные нарушения свидетельствуют, что вся инфраструктура в глубоком кризисе, а чиновники торгуют безопасностью граждан.

Генпрокуратура после катастрофы с «Булгарией» активно проверяет многочисленные пассажирские суда. И выводы прокуроров не радуют. «Обстановка на внутренних водных путях остается сложной. Более 700 судов, перевозящих пассажиров, имеют возраст свыше 30 лет. Судовладельцы зачастую безответственно относятся к поддержанию их надлежащего технического состояния и обеспечению безопасности плавания. Повсеместное распространение получили факты судоходства c неукомплектованными экипажами, без разрешительной документации, учета предельной пассажировместимости, необходимых спасательных средств. Перевозка пассажиров, особенно детей, не обеспеченных спасательными средствами, заведомо подвергает опасности их жизнь во время плавания», - говорится в сообщении Генпрокуратуры.

Например, в Дальневосточном регионе прокуратура зафиксировала преревозку 94 детей из коррекционного детского дома на судне, где имелось всего 13 детских спасательных жилетов.

Винят прокуроры профильные надзорные органы и тех, кто занимается лицензированием. «Речной регистр выдает свидетельства о годности к плаванию судов, не отвечающих установленным требованиям. Имеют место случаи незаконного продления сроков действия классификационных свидетельств пассажирских судов и необоснованного переноса ежегодного переосвидетельствования на более длительный срок», - пишут они по результатам проверки.

Бюрократический стиль в данном случае все же позволяет понять масштаб проблемы.

Речного пассажирского транспорта в России де-факто нет, по крайней мере безопасного.

Катастрофа, произошедшая вслед за «Булгарией», когда катер на Москва-реке столкнулся с баржей и погибли 8 человек, добавила масла в огонь. Гибели пассажиров катеров и теплоходов в результате аварии на Москва-реке не было едва ли не со сталинских времен.

Несомненно, кто-то вынесет свои аппаратные профиты из обеих катастроф — сотрудникам Ространснадзора и Речного регистра внесены представления с требованием исправить ситуацию на транспорте. То есть уже создана аппаратная интрига.

Однако речь идет сейчас не только об этом. Исчезновение пассажирского речного транспорта, безусловно, является тенденцией. Средства коммуникации существенно изменились с момента появления железных дорог и авиационного сообщения. Причина этого исчезновения — низкая скорость транспорта по сравнению с автомобильным и железнодорожным. Однако как развлечение речной транспорт сохраняет свое значение.

Что делает катастрофы с ним страшными для обывателя. О трагедии с «Булгарией» не слышали, по данным ВЦИОМ, 2(!) процента россиян. И лишь 7 не следят за ходом расследования. «русский речной Титаник» буквально всколыхнул граждан.

Проблема в том, что спросить по сути не с кого. Да, есть конкретные бизнесмены и чиновники. Однако если в стране существует спрос на речные пассажирские перевозки в виде всяких речных трамвайчиков, а покупать новые суда нерентабельно, то катастрофы с большой вероятностью будут время от времени происходить. Отрабатывающий советский ресурс не будет, видимо, замещен, но выработан будет по полной программе. Здесь уже кажется, что решением было бы запретить такие перевозки в принципе.

Проблема речных пассажирских перевозок — это проблема а) инфраструктуры и б) безопасности в стране вообще.

В значительной степени инфраструктура выработала свой ресурс еще до развала Советского Союза. А в условиях рыночных отношений еще более деградировала. Существует впечатление, что географические масштабы России вообще сделали любые перевозки (вплоть до трубопроводов) делом преимущественно государственным. Тем самым доказав ограниченность чистого либерализма на российских пространствах — иначе получает сплошь погоня за прибылью и полное игнорирование правил безопасности. Слабая насыщенность рынка (корабли-то дороги), в свою очередь, делает слабо возможной оздоровляющую конкуренцию, тем более, что маржинальность такого бизнеса невелика — нет желающих вкладываться.

Безопасность же перевозок на существующих судах сложно достижима по причине принципов организации отношений представителей властей и бизнесменов. Должность рассматривается значительной массой чиновников в качестве своего рода кормления. Таким образом, чиновник стремится монетизировать кресло в рамках тех полномочий, которыми обладает. Покуда эти полномочия, скажем, надзор за речным транспортом — будут продаваться лицензии и осмотры. И будут продолжать ржаветь и иногда тонуть суда.

Государственные мужи называют это коррупцией и часто призывают с этим бороться. Однако пока товаром чиновника является не прописанная ему в качестве функционала услуга, а  норма законодательства (запрещающая или разрешающая нечто) — избежать катастроф вроде «Булгарии» или пермской «Хромой лошади» не удастся.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).