будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
«АвтоВАЗ» автопром отставки-назначения
Май 16, 2025
Хозяйство
Корепанов Глеб

Спасти «АвтоВАЗ»

Ответственность за многомиллиардные убытки автомобилестроительной компании «АвтоВАЗ» лежит на ее президенте Бу Андерссоне, считает Сергей Чемезов, глава госкорпорации «Ростех», которая наряду с альянсом Renault-Nissan является основным акционером «АвтоВАЗа». В интервью ТАСС Чемезов заявил, что именно ошибки в руководстве компанией, допущенные Андерссоном, привели к тому, что крупнейший производитель легковых автомобилей в России за 2015 год понес рекордные убытки в размере 74 миллиардов рублей по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

«У нас, и у меня в частности, много претензий к Андерссону. Он сделал достаточно много для того, чтобы предприятие пришло к той плачевной ситуации, в которой оно находится сейчас», - заявил Чемезов. Среди положительных моментов правления шведского топ-менеджера глава «Ростеха» упомянул запуск новой линейки автомобилей X-Ray и Vesta, хотя их разработку начала еще предыдущая команда Игоря Комарова.

По мнению Чемезова, одну из главных ошибок Андерссон допустил, когда отвернулся от российских поставщиков комплектующих, вопреки советам акционеров. Он подчеркнул, что значительная доля прошлогоднего убытка вызвана нерациональной стратегией закупок комплектующих.

«Он пошел по самому легкому пути – заключил договоры с поставщиками Renault и Nissan, где есть отлаженная система производства и поставок. Андерссон считает, что у российских поставщиков плохое качество продукции, но я ему всегда говорил – с ними нужно работать и заставлять работать их самих, помогать им привлекать тех же иностранных партнеров для создания в России совместных производств. Это будет интересно и для иностранных производителей в РФ – покупать качественную продукцию за рубли», - отметил Чемезов.

Контролирующий акционер «АвтоВАЗа» альянс Renault-Nissan также недоволен работой Андерссона. Его досрочная отставка обсуждается с ноября 2015 года, и на фоне суровой критики со стороны Чемезова руководство франко-японского партнерства до сих пор осторожничало в оценках работы Андерссона. В минувший вторник глава Renault-Nissan Карлос Гон заметил, что возможная отставка шведа обоснована, скорее, естественным функциональным истощением, чем дырой в бюджете компании, образовавшейся за время его двухлетнего правления. «Со временем любой из нас, выполнив свою задачу уступает место другому человек. Я не хочу, чтобы это связывали с финансовыми результатами компании», - благожелательно заметил Гон.

В ноябре 2015 года глава Ростеха заявил, что кадровая политика, которой придерживается Андерссон, неприемлема. «По методу обрезания народ выгнали на улицу. Эта практика, наверное, европейская, мы считаем, что этого делать нельзя, надо вести себя гибче», - говорил Чемезов. Правление Андерссона отмечено массовыми сокращениями рабочих компании и, как результат, многочисленными акциями протеста. В феврале 2015 года в одном из цехов началась итальянская забастовка, с требованием изменить установленные начальством нормы выработки. Руководство «АвтоВАЗа» сослалось на французские стандарты, предполагающие ручное управление объемами выработки, которое приводит к неоплачиваемым переработкам.

Чтобы остановить расширение трудового конфликта на заводе, в ноябре Андерссон утвердил специальный кодекс этики «АвтоВАЗа» для «защиты и поддержания имиджа» компании. Согласно документу, работники «должны не начинать и не поддерживать акции протеста, негативные публикации, информационные кампании». На это обратили внимание местные депутаты и правозащитники, указывая на несоответствие кодекса Конституции. В феврале этого года прокуратура добилась отмены положений кодекса, запрещающих рабочим принимать участие в протестных акциях.

Эксперты в автомобилестроительной сфере считают, что Андерссон фактически оказался крайним в ситуации, которая сложилась в «АвтоВАЗе». Он встал у руля компании, проблемы в которой копились в течение десятилетия, а обвал рынка только усугубил их. Профсоюзные активисты настаивают на том, что разрушение «АвтоВАЗа» началось еще в 2005 году, когда завод перешел в управление «Ростеха». Во время кризиса 2008-2010 годов с завода было выведено около 40 тысяч работников. В 2012 году Renault-Nissan получил контрольный пакет акций.

2015 год «АвтоВАЗ» закончил с рекордным убытком по МФСО и отрицательным денежным потоком. Согласно финансовой отчетности, без поддержки акционеров компания будет не в состоянии обслуживать долг и продолжать операционную деятельности, убыток от которой вырос более чем в восемь раз. Задача по достижению доли рынка в 20% не выполнена. С 15 февраля «АвтоВАЗ» перешел на четырехдневную рабочую неделю.

Кто займет место Андерссона, пока не известно. 15 марта совет директоров «АвтоВАЗа» должен объявить его преемника, которому «предстоит возглавить этап операции по выводу компании из кризиса». По данным СМИ, Renault-Nissan предлагает кандидатуру генерального директора марки Dutsun Винсента Кобе, «Ростех», в свою очередь, хочет назначить более лояльного менеджера из среды «АвтоВАЗа», например, Михаила Рябова, отвечающего за Ижевский завод.

По оценкам экспертов, опрошенных «Ведомостями», для выхода из убытков заводу потребуется несколько лет и дополнительные вливания, но главным вызовом, с которым столкнется новый президент - это задача увеличения производства. Источник издания, близкий к «АвтоВАЗу», рассудил, что для выхода из кризиса компании необходимо развивать экспорт, наращивать продажи за счет новинок и продолжать курс на оптимизацию расходов.

Корепанов Глеб
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).