будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Сравнительно честный способ отъема денег у населения

27 июня должно состояться годовое собрание акционеров Сберегательного банка РФ. Банку есть чем порадовать акционеров v его прибыль растет как на дрожжах. В 2001 году она составляла 20 млрд. рублей, в 2002 году v уже 36 млрд. (прирост на 80%), а за первый квартал 2003 года достигла 14 млрд. рублей, что в годовом исчислении будет равно 56 млрд. (если второе полугодие окажется столь же удачным). Несмотря на бурный рост частных коммерческих банков, Сбербанк России по-прежнему удерживает первое место по привлечению средств физических лиц. В банке находятся сотни миллионов счетов граждан, и поэтому любое изменение в его политике прямо или косвенно затрагивает материальные интересы подавляющего числа россиян. Для которых Сбербанк, впрочем, остается скорее «отнимательным», чем сберегательным.

Здесь же лежат и интересы нескольких десятков крупных частных банков, которые вроде бы готовы составить конкуренцию Сбербанку, но у которых пока ничего не получается. По мнению частных банкиров, основным камнем преткновения на пути усиления конкурентной борьбы является распространение на Сбербанк государственной гарантии по вкладам населения. Такая практика есть в большинстве развитых стран, но у нас на частные банки это не распространяется, поэтому они вынуждены в своей деятельности учитывать возможность быстрого оттока вкладов из-за ухудшения экономической ситуации v формировать на этот случай резервы, уменьшающие банковскую прибыль. Попытки уравнять в правах Сбербанк с остальными банками путем создания системы страхования депозитов пока успехом не увенчались v соответствующий законопроект находится в Государственной Думе с 1996 года, но его принятию вечно что-то мешает. Например, в 2003 году возможность этого была очень высока, но внесение поправки, по которой Сбербанк должен будет войти в систему страхования депозитов только после того, как его доля на рынке частных вкладов уменьшится до 30%, сделало принятие этого законопроекта для других банков бессмысленным v ждать столь существенного снижения доли Сбербанка на рынке придется еще очень долго.

Другая претензия, постоянно Сбербанку предъявляемая, v огромная филиальная сеть, благодаря которой ему доступны средства жителей самых отдаленных уголков страны, куда остальным банкам (кроме местных, разумеется) вход заказан. Наличие такой сети дает возможность эксплуатировать очень выгодные сегменты банковского бизнеса. Например, эмитировать собственные пластиковые карточки почти в неограниченном количестве или принимать коммунальные платежи населения. В прошлом году со стороны Международного валютного фонда была предпринята попытка разрушить «филиальную монополию», но она успехом не увенчалась. Сейчас, впрочем, об этом говорить вообще нет смысла v она и так де-факто разрушена после приобретения «Росбанком» филиальной сети СБС-Агро (он же Первое ОВК). Напомним, что до кризиса 1998 года СБС-Агро занимал второе место после Сбербанка по размеру операций с частными вкладчиками и был единственным банком, который мог с ним реально конкурировать. После кризиса, однако, СБС-Агро обанкротился. Попытки восстановиться, даже сменив наименование, ни к чему не привели, поэтому владельцы банка сочли за лучшее продать его «Росбанку». Теперь уже он автоматически выходит на вторую позицию по размеру филиальной сети.

Третье разногласие было связано с монополией Сбербанка на ведение так называемых пенсионных счетов, на которые перечисляются пенсии граждан и по которым банк устанавливает повышенные, по сравнению с рыночными, процентные ставки. Через эти счета в прошлом году прошло около 200 млрд. рублей пенсионных денег. Это 1/3 всех средств граждан, аккумулированных на счетах Сбербанка, и около четверти всех пенсионных выплат в стране. «Пенсионная монополия», наряду с госгарантией по вкладам и возможностью автоматической оплаты счетов за коммунальные услуги, позволила надежно отсечь пенсионеров от других банков.

Естественно, на пенсионные счета была устроена атака. Она велась как минимум по двум направлениям. С одной стороны, делались предложения глобального характера: выделить пенсионные счета в отдельную группу и для их обслуживания создать специальную корпорацию. Вот после выведения пенсионных счетов Сбербанк, мол, сможет на равных конкурировать с другими банками. С другой стороны, не дожидаясь судьбоносных решений, ряд крупных банков решил попробовать вытеснить Сбербанк из пенсионного бизнеса самостоятельно. Например, Банк Москвы тоже решил открыть пенсионные счета, на которые и должны были перечисляться пенсии московских пенсионеров (а в Москве более 2,5 миллиона пенсионеров). Но пока об успехах этих проектов ничего не слышно v ведь для того, чтобы привлечь пенсионные деньги, региональному банку надо договориться с федеральной структурой v Пенсионным фондом. А они, как известно, сейчас не очень любят о чем-либо договариваться с региональными структурами и поощрять их сепаратизм.

И, наконец, четвертая позиция, по которой Сбербанк является абсолютным монополистом, v это компенсация и индексация находившихся в Сбербанке до 20 июня 1991 года вкладов граждан. Выплачивать их стали с 1996 года, после того, как потери от либерализации цен в 1992 году были признаны государственным долгом. Размер компенсаций и возрастная группа благодетельствуемых вкладчиков определяются каждый год в Законе о федеральном бюджете. Так, в бюджете на 2003 год размер компенсаций определен в 20 млрд. рублей, а в кандидаты на ее получение v лица до 1945 года рождения. Поскольку вплоть до 2003 года компенсации подлежали вклады относительно небольшой группы лиц (людей, родившихся до 1945 года, осталось не так уж и много), то и влияние этой операции на размер ресурсов Сбербанка было незначительным. Но как только под действие этой программы начнут попадать следующие, гораздо более многочисленные группы вкладчиков v а это случится уже в 2004 году v рост ресурсов Сбербанка произойдет очень быстро. Хотя большая часть компенсаций снимается со счетов сразу после зачисления на них, есть вероятность, что общий размер вкладов все равно будет расти v надо будет компенсировать вклады лицам с 1945 по 1970-е годы рождения (а были еще и вклады, заведенные на детей, родившихся в 1980-е). Так что длиться этот процесс будет еще лет пять-десять.

Располагая такими конкурентными преимуществами, Сбербанк не может не доминировать на денежном рынке, несмотря на постоянно растущую конкуренцию со стороны других банков. За прошедший год вклады населения туда выросли на 44%, расчетные счета юридических лиц v на 47%, а депозиты v на все 100% (правда, сказался и временный скачок, связанный с размещением средств ГК «Роснефть»). Размер вексельной эмиссии резко возрос v сразу на 88%. Кстати, вексель Сбербанка v это тоже инструмент, которому нет равных среди орудий обращения, выпускаемых другими кредитными организациями. В результате общий объем ресурсов банка возрос на 50%. Правда, надо оговориться, что такие высокие темпы роста ресурсной базы сложились не только благодаря действиям собственного менеджмента, но и вследствие кредитно-денежной политики Центрального банка. За прошлый год денежная база (денежная эмиссия) возросла на 33%, поэтому и баланс банковской системы почти автоматически должен увеличиться на такую же сумму. Таким образом, 33% прироста ресурсов можно отнести на счет Центробанка, а остальные 17% v на счет менеджмента Сбербанка.

Мы видим, что Сбербанк для привлечения ресурсов более или менее эффективно использует свое привилегированное положение. И если бы он только этим и ограничивался, то это было бы полбеды. Но, кроме легкого доступа к большим деньгам, Банк захотел и сделал их чуть менее большими. В прошлом году процентные ставки по депозитам были снижены один, а в этом v еще два раза, и теперь на самый дорогой вклад, «Особый», начисляется 12,5v13,5% годовых, хотя два года назад было 18%. Пытаясь как-то оправдаться, банк ссылается на инфляцию. Но она стабильно выше процентных ставок по депозитам. В прошлом году индекс потребительских цен (по данным Госкомстата) составил 15%, за первые пять месяцев текущего года v 7%. То есть в лучшем случае проценты покрывают рост цен, а в худшем v они и того меньше.

Если проанализировать доходы и расходы Сбербанка за прошлый год, прекрасно видно, что всю свою прибыль он получил за счет процентного дохода. И куда тут девается хваленая социальная функция? Так, по процентам за предоставленные кредиты Банк получил 89 млрд. рублей, а по депозитам заплатил процентов на 54 млрд. Разница v 35 млрд. рублей v и есть прибыль банка за 2002 год. Другие расходы, вроде заработной платы персонала и хозяйственных расходов, полностью покрывались другими доходами v от операций с ценными бумагами, комиссионными сборами и валютно-обменных операций.

Если бы Сбербанк был частным коммерческим банком, то такая политика была бы понятной v банк зарабатывает прибыль для акционеров. Но к нему эта логика прямого отношения не имеет, так как 60% акций Сбербанка принадлежат Центральному банку РФ. Так что из прибыли, которая во многом получена за счет снижения процентных ставок по вкладам населения, Сбербанк платит налоги в бюджет и дивиденды Центробанку. При этом Сбербанк только усиливает налоговый пресс на простых граждан v сначала государство отнимает весомую часть доходов за счет инфляции, а потом, когда, пытаясь хоть как-то от инфляции спастись, физические лица кладут часть своих доходов на депозит, государство и тут не дает им покоя, снижая процентные ставки.

Это претензия не к менеджменту банка, который и правда работает на прибыль, а к его владельцу v государству, которое, как собака на сене, и само ничего не делает, чтобы существенные объемы накоплений вернулись из-под матрацев или из-за границы, и коммерческим банкам не позволяет равноправно конкурировать за эти деньги.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).