Минэкономразвития рассказало, как и что государство собирается приватизировать в ближайшие годы. Список госкомпаний широк, прибыль государства исчисляется сотнями миллиардов. Впрочем, государство останется крупнейшим акционером компаний в ближайшее время.
Минэкономразвития предлагает приватизировать в 2012 году до 15 процентов «Роснефти», 10 процентов ВТБ, 25 процентов «Совкомфлота» (она состоится уже в этом декабре), 4,11 процента минус одна акция ФСК ЕЭС и пакет «РусГидро», чтобы сохранить в ней 50 процентов плюс одну акцию в госсобственности, сообщил директор департамента имущественных отношений Минэкономразвития Алексей Уваров. Предложения МЭР уже внесены в Минфин.
Помимо этих компаний в плане приватизации пакеты акций РЖД , ОЗК, ОСК, АЛРОСА, «Уралвагонзавод», «Аэрофлот», Росагролизинг и других крупных госкомпаний. Приватизация РЖД при этом, скорее всего, начнется только в 2014 году и в правительстве пока не решили, будет ли РЖД продавать федеральные акции или будет проведена допэмиссия.
Приватизация принесет сотни миллиардов рублей в бюджет. По плану Минэкономразвития, в 2012 году государство получит от приватизациии 300 миллиардов рублей, в 2013 году - 380 миллиардов рублей, в 2014 году - 475 миллиардов. Причем, в Министерстве считают, что доходы могут быть и выше, поскольку в ведомостве исходили из консервативной оценки, учитывая нестабильность на мировых финансовых рынках.
С идеей приватизировать госактивы с целью уменьшения доли государства в экономике и превращения госкомпаний в эффективных экономических агентов чиновники разного уровня выступают уже давно. В разное время о приватизации крупных компаний с госучастием говорили практически все либералы в правительстве — Герман Греф, Игорь Шувалов, Алексей Кудрин и другие.
Однако в данном случае инициатива по приватизации госсобственности исходила от президента Медведева и проигнорировать ее было не так просто.
В список поручений президента по итогам Петербургского экономического форума было включено требование к правительству разработать график приватизации госактивов. Причем, одним из ключевых требований президента было сокращение доли государства к 2015 году до менее, чем контрольного пакета. Исключение делалось для инфраструктурных монополий и предприятий, обеспечивающих безопасность государства. Государство планировало оставить контроль за собой в «Объединенной судостроительной корпорации» и «Объединенной авиастроительной корпорации», в «Уралвагонзаводе», РЖД, ФСК ЕЭС, «Транснефти» с 2012г. предлагается начать снижение доли государства до 75% плюс одна акция. В начале августа проект был предоставлен президенту.
Приватизация, безусловно поможет снизить дефицит бюджета, но не вполне понятно повысится ли эффективность приватизируемых компаний. Не до конца понятно и то, избавится ли государство от контроля в тех приватизируемых компаниях, в которых оно собиралось это сделать. Пока, как видно из пояснений МЭР, речи о быстрой потере контроля не идет. Понятно, что быстро реализовать большие пакеты невозможно — рынок не будет готов их приобрести.
Даже с учетом распродажи госпакетов у государства останется много возможностей для влияния на политику компаний. Россия останется крупнейшим акционером в приватизируемых компаниях и вполне сможет продавливать принципиальные решения. В этом плане, перестав быть госкомпаниями, компании останутся под контролем крупнейшего акционера.
Размещение акций «Роснефти» в 2006 году воспринималось едва ли не как революция. Реформу РАО ЕЭС едва удалось продавить силами неутомимого реформатора Анатолия Чубайса— слишком много противников у нее оказалось. Приватизацию «Аэрофлота» и «Связьинвеста» обещали несколько лет, но она так и не случилась.
Теперь несбыточные, как казалось, мечты либералов в правительстве близки к тому, чтобы стать явью. Интересно, каким образом скажется приватизация на оценке работы менеджмента компаний со стороны инвесторов. Ведь тогда инвесторы увидят насколько эффективны эффективные менеджеры эпохи Владимира Путина.