будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Крым
Июль 8, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Стоимость Крыма

Стоимость Крыма
pravit1
Совещание о разработке ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым до 2020 года». Источник: Фото: government.ru

Пока вся страна следила за объявлением правительством Дмитрия Медведева контрсанкций против Европы и других западных стран, кабинет успел принять другой важный документ, который на фоне запрета ввоза в страну мяса и молочной продукции из Европы оказался практически незамеченным. 7 августа была утверждена федеральная целевая программа развития Крыма и Севастополя до 2020 года.

На развитие Крымского полуострова правительство планирует потратить максимум 681 миллиард рублей. Изначально авторы программы запрашивали триллион, однако Министерство финансов смогло отбить более 300 миллиардов, а также добиться важной нормы. Согласно договоренности, все траты в ФЦП обозначены как максимально возможные — если Минфин сочтет, что конкретная статья расходов необоснованна велика, он сможет заблокировать перевод денег.

Сомнения Министерства финансов относительно рациональности траты средств можно понять. Программу развития Крыма на 97% будет финансировать федеральный центр, из других источников планируется получить всего 23 миллиарда рублей.

Тем более, пока совершенно непонятно, как будут верстаться бюджеты Крыма и Севастополя. Согласно закону о переходном периоде, местные компании в течение 2014 года не обязаны платить налоги в российскую бюджетную систему, единственная их обязанность — к концу года зарегистрировать свою деятельность. Однако, по данным «Коммерсанта», у аппарата ответственного за развитие Крыма вице-премьера Дмитрия Козака есть данные о том, что пока из 50 тысяч юридических лиц и 100 тысяч индивидуальных предпринимателей на учет встали только 4 тысячи компаний и 2 тысячи предпринимателей. Куда делись остальные 140 тысяч бизнесменов и фирм, остается пока неясным. Если похожая ситуация сохранится в Крыму и далее, то республиканский и городской бюджеты будет просто нечем наполнять.

 
Фото: government.ru

Размер российской помощи Крыму, конечно, впечатляет: не каждому региону обещают за несколько лет 681 миллиард рублей. В пересчете на одного жителя Крыма, которых по текущему учету 2,35 млн, получается почти 300 тысяч рублей на человека, или 50 тысяч рублей в год.

И это только одна ФЦП, основная задача которой — развитие инфраструктуры полуострова. Социальные и текущие расходы будут финансироваться отдельной статьей, а учитывая хронический дефицит крымского бюджета, который длится уже несколько десятилетий, денег понадобится много.

По подсчетам Министерства труда, в Крыму проживают 677 тысяч пенсионеров. Когда полуостров входил в состав Украине, средняя пенсия равнялась примерно 6 тысячам рублей, однако Москва пообещало довести ее до средней по России, которая сейчас составляет 11600 рублей. Это означает, что без учета военных пенсионеров и постепенно повышающейся пенсии, Пенсионному фонду понадобится дополнительно 94 млрд рублей в год. Это еще примерно по 40 тысяч рублей на крымчанина.

Относительно небольшая сумма, 4,2 млрд в год, понадобится для того, чтобы обеспечить среднероссийский уровень зарплат крымским бюджетникам. Это немного, всего 1800 рублей на человека.

И это без учета тех денег, которые региональные бюджеты Крыма и Севастополя будут получать в рамках выравнивания обеспеченности. По подсчетам Антона Силуанова, который он сделал еще в апреле, в 2014 году совокупный дефицит бюджет Крыма и Севастополя составит порядка 55 млрд рублей в годовом исчислении. На крупные коммерческие кредиты Симферополь и Севастополь рассчитывать вряд ли могут — тем более, что подобная политика решения бюджетных проблем с некоторых пор не приветствуется федеральным правительством. Иными словами, только в 2014 году на финансирование дефицита потребуется еще 23 тысячи рублей на человека. В следующие годы, возможно, ситуация с дефицитом немного выправится — некоторые предприниматели все-таки официально зарегистрируются и станут платить налоги, но исходить можно из худшего сценария.

Таким образом каждый год федеральный бюджет будет выделять Крыму или тратить на его развитие по крайней мере около 266 млрд рублей ежегодно. В пересчете на каждого крымчанина это 113,5 тысяч рублей в год. В пересчете на каждого жителя остальной России — 1850 рублей, всего 0,5% от среднего дохода в 2013 году. Это, в целом, немного, учитывая, что в Крыму проживает чуть более 1,5% населения страны.

Если предположить, что выравнивание уровня жизни произойдет к 2020 году, то каждый россиянин заплатит за Крым около 13 тысяч рублей — это, естественно, без учета санкций и контрсанкций, которые могут сильно ударить по экономике страны.

 

Когда у россиян спрашивают напрямую, готовы ли они заплатить из своих зарплат и пенсий за развитие Крыма, ответы не слишком однозначны. Так или иначе готовы поучаствовать в развитии Крыма 59% опрошенных, в том числе 33% готовы участвовать лишь «в какой-то мере» (оставшиеся - в значительной или в полной мере), остальные или не готовы платить за присоединение Крыма, или уверены, что платить придется кому-то еще.

Между тем плата за присоединение некоей территории — естественный порядок вещей. В современном мире редко когда к стране присоединяется более развитая территория. Ставший классическим пример — воссоединение Германии, которое произошло в 1990 году.

Восточная Германия, ГДР, хоть и была самым богатым государством Восточного блока, сразу после падения Берлинской стены провалилась в настоящую экономическую яму. Дело в том, что промышленность ГДР была настроена на экспорт продукции в СССР и другие страны Восточной Европы, а после крушения социализма все эти государства резко обеднели и им стало не до импорта. В Западной же Германии и остальных развитых странах Европы произведенные в ГДР товары оказались неконкурентоспособны, в результате многие предприятия закрылись, а безработица резко выросла.

Аналогия уместно не только в факте объединения. Как в Крыму, так и в восточных землях Германии основная часть расходов направлена на социальные нужды, строительство инфраструктуры — лишь на втором месте.

Правительство Западной Германии сразу обещало восточным немцам значительные инвестиции и дотации — и слово сдержало. На сегодняшний день федеральное правительство вложило во присоединенные земли 1,3 трлн евро в современных ценах. В пересчете на каждого жителя западных земель — 20,5 тысяч евро на человека. Сумма, несравнимая с 300 евро, которые предстоит заплатить россиянам.

Различия понятны — ГДР была значительно больше Крыма, на момент объединения в ней жили почти 17 миллионов человек против 63 миллионов в Западной Германии. Также «подтягивать» восточные земли необходимо было на иной уровень.

Но различие здесь - не только в объеме помощи. В Германии был введен так называемый «налог солидарности» - отчисления, которые делали все немцы со своих доходов в пользу восстановления восточных земель. Налог этот, естественно, был принят парламентом и постоянно подвергался критике. В России аналогичные выплаты, похоже, будут произведены без всякого согласия граждан — социологического опроса хватило для выделения денег Крыму.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).