будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
пенсионная реформа
Июнь 14, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Страдания по бюджетам

Страдания по бюджетам
98_04

Исполнение федерального бюджета бьет все рекорды. Правительству приходится его рассматривать снова, так как ожидаемое перевыполнение нынешнего составит 531 млрд. руб., что больше суммы, установленной Законом о бюджете на текущий год, в 2743 млрд. руб., на 19%. А по действующему законодательству, если фактическое исполнение бюджета превышает установленное законом более, чем на 10%, то правительство обязано внести в Госдуму проект нового бюджета.

Как сообщил председатель правительства Михаил Фрадков, основная доля дополнительных доходов бюджета получена за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Из этих доходов 314 млрд. рублей будет направлено в Стабилизационный фонд. По словам главы правительства, поправки в бюджет основываются на предварительных итогах его исполнения за 9 месяцев и оценке исполнения по итогам года. Фрадков также заявил, что предусматривается выделение дополнительных средств на увеличение финансовой помощи субъектам Федерации. В частности, средства выделяются в рамках реализации закона о социальной защите инвалидов, а также для обеспечения сбалансированности территориальных бюджетов. Кроме того, некоторые средства будут направлены на борьбу с терроризмом и ликвидацию его последствий в Беслане.

Поскольку дополнительные доходы бюджета уже в этом году позволят полностью сформировать Стабилизационный фонд, всем и каждому становиться понятным, что в следующем году дополнительные доходы бюджета (а они обязательно появятся) можно будет направить на финансирование других статей. Очередь за даровыми бюджетными деньгами уже выстроилась. В ней замечены нефтяники и химики, военные и чекисты, дорожники и портовики. Все хотят развиваться, все хотят осваивать централизованные капитальные вложения, и при этом никто не хочет нести ответственность за привлеченные капиталы. Проще всего позаимствовать их из бюджета, а если что-то будет не так, то пусть он за всех и отдувается.

Так что борьба за принятие бюджета на 2005 год разгорится нешуточная – каждому хочется отломить свой кусочек от главного бюджетного пирога. Есть и еще один бюджетный пирог, тоже значимый для граждан России, так как от него зависит жизнь по меньшей мере 38 миллионов человек. Речь идет о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

Вокруг этого бюджета пока нет жарких баталий, да и не скоро они начнут разгораться, так как, несмотря на свой солидный размер (1,2 трлн. руб.), принимается он с дефицитом и размазывается тонким слоем среди гигантского количества бюджетополучателей. Если там и появятся дополнительные доходы (что вряд ли), то они тут же пойдут на выплату пенсий и пособий на погребение.

Напомним, что, по данным Пенсионного фонда, средняя пенсия по России сейчас составляет немногим больше 2,5 тысячи рублей в месяц. Что, конечно, больше, чем минимальный прожиточный уровень, установленный для пенсионеров (1793 рубля), но зато полностью совпадает с минимальным прожиточным уровнем, установленным для трудоспособного населения – как раз те самые 2,5 тысяч. В следующем году, как обещают руководители Фонда, доходы пенсионеров повысятся, но не намного. Если бюджет Фонда возрастет на 17%, то и выплаты из него поднимутся на те же 17%, то есть рублей на 300-350, не более.

Таким образом, несмотря на все великолепие федерального бюджета, несмотря на его досрочное выполнение и перевыполнение, а также на пухнущий, как на дрожжах, Стабилизационный фонд, основная масса бюджетополучателей по-прежнему будет находиться на грани выживания, а если и будет пухнуть, то только с голоду. Кому, в самом деле, интересны пенсионеры, когда стране надо решать проблемы борьбы с терроризмом, проводить административную реформу, развивать железные дороги и авиацию, сливать “Газпром” с “Роснефтью”, строить новые трубопроводы и кольцевые автострады, повышать компьютерную грамотность населения и увеличивать степень проникновения Интернета в общество? Причем здесь все эти старики, которые только мешают России развиваться и тянут ее назад? Они никому не нужны – ни президенту, за которого голосовали, ни правительству, которое само себя реформирует, ни депутатам Государственной Думы, которые лоббируют только интересы крупных, платежеспособных клиентов. Пенсионеры, к сожалению, не могут рассчитывать на чью-либо поддержку, и даже если они все-таки добьются того, что их выслушают, на их финансовом положении это никак не скажется. Власти, как всегда, дадут стереотипный ответ: в бюджете денег на повышение пенсий нет, а все эти дополнительные доходы – только следствие игры конъюнктуры на мировых рынках, которая сейчас за нас, а уже завтра будет против нас. И если мы повысим пенсии сегодня, пустив на это дополнительные доходы федерального бюджета, то завтра может случиться так, что выплачивать эти повышенные пенсии будет нечем. Поэтому лучше всего отправить эти дополнительные доходы на какие-нибудь инвестиции, чтобы уже в будущем увеличить ВВП и национальный доход, и только после этого увеличения подтянуть жизненный уровень пенсионеров до приемлемого.

В этих рассуждениях много правды, только это далеко не вся правда. Прекрасно известно, что доходы Пенсионного фонда РФ состоят из двух источников – единого социального налога (ЕСН) и прибыли от инвестирования накопительной части того же ЕСН. Пока львиная доля доходов Фонда получается от соцналога, но и инвестирование накопительной части тоже начинает приносить определенные плоды. И если дело пойдет хорошо, то Пенсионный фонд РФ может превратиться в одного из самых крупных инвесторов на фондовом рынке России, как, впрочем, и все пенсионные фонды, действующие в развитых странах. А получатели средств - в совсем не бедных людей. Единственное, что задерживает развитие деятельности Фонда в этом направлении – это слишком маленькая доля накопительной части в ЕСН, которая не дает возможности расширить операции Фонда до хорошо видимых результатов. Да и распространяется накопительная система далеко не на всех. Поэтому, чтобы получатели пенсий не зависели от поступлений единого соцналога, инвестиционные операции Фонда надо серьезно расширить. Но как это сделать, если накопительная часть пенсионных взносов невелика?

По нашему мнению, после того, как стабилизационный фонд будет доведен до нормативного размера (500 млрд. руб.), все дополнительные доходы федерального бюджета надо будет направлять на формирование капитала Пенсионного фонда. Средства которого сразу же будут инвестироваться в разного рода активы – ценные бумаги, недвижимость, драгоценные металлы и многое другое. Причем, главное, не куда будут вложены средства, а чтобы все дополнительные доходы бюджета на протяжении многих (а не одного-двух) лет поступали в капитал Пенсионного фонда. Поступали до тех пор, пока капитал этот не достигнет такого размера, который позволит Фонду самостоятельно осуществлять финансовые операции и выплачивать доход от их проведения в виде пенсий. И больше не зависеть о помощи федерального бюджета.

То есть возможность улучшить финансовое положение пенсионеров есть, но для того, чтобы ее осуществить, нужно провести некоторое изменение в финансовых потоках государства. Вопрос только в том, захочет ли оно на это пойти.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).