Японии катастрофа будет стоить более 170 млрд долларов. В России ждут роста цен на нефть и от АЭС отказываться не спешат. Оценить влияние катастрофы в Японии на мировую экономику пока не берется никто. Но она точно сильно бьет по представлению о возможностях долгосрочных экономических прогнозов.
Поначалу инвесторы довольно спокойно отреагировали на события в Японии. Во-первых, Япония привычна и к землетрясениям, и к цунами. Однако информация о взрывах здорово ударила по японским индексам. Вчера японский рынок просел на 6 с небольшим процентов, что являлось максимальным падением со времен кризиса 2008 года. Однако наблюдатели обращали внимание, что остальная Азия закрылась в плюсе, вышел в плюс и российский рынок. Реакция понятна — пусть даже самое сильное землетрясение привело к серьезным последствиям для японской промышленности и национальной экономики, но для мировой экономики значило не так много. С другой стороны, доля экономики Японии в мировом ВВП 5,8 процентов, и несмотря на снижение с начала 1990-х годов этой доли экономика страны все еще остается третьей в мире.
Медвежья услуга стихии
По предварительным прогнозам, общие потери экономики Японии могут составить от 170 до 200 млрд долларов (вчерашняя оценка Credit Suisse) — это три процента годового производства. Аналитики британского банка HSBC прогнозируют потери в 4-5 процентов ВВП страны. По другим оценкам, потери могут составить 6-8 процентов ВВП. Де-факто это означает, что из природного экономического кризиса Япония начнет выходить (и это не самые мрачные прогнозы) лишь к концу года. В число наиболее пострадавших от стихии секторов экономики попали рыбная отрасль, пищевая, горнодобывающие и энергетические компании, а также металлурги.
После сегодняшних событий стало ясно, что быстро стабилизации ждать не стоит. Финансовые власти пытаются помочь экономике: Центробанк Японии за последние два дня влил в национальную экономику уже более 26 трлн иен (320 млрд долларов) для стабилизации банковской системы. Сегодня принято решение о дополнительном вливании 8 трлн иен (98 млрд долларов).
Во вторник, 15 марта премьер-министр Японии Наото Кан официально заявил, что на АЭС «Фукусима-1» произошел радиоактивный выброс и что ситуация серьезна настолько, что высок риск повторения выброса. Это стало спусковым крючком для нового падения рынков, уже по всему миру. После заявления Наото Кана о значительной утечке радиации японский фондовый индекс Nikkei 225 потерял ко второй половине дня вторника 12-13 процентов, максимальное падение составляло 15 процентов. Последующая коррекция зафиксировала при закрытии торгов уровень падения в 10,55 процента.
Вся Азия сегодня торгуется в красной зоне. После открытия сегодня падают и европейские рынки. За Японией сегодня уже последовала Россия. Индекс ММВБ снизился на открытии торгов во вторник на 1,62% и опустился ниже 1700 пунктов, до отметки 1698 пункта, отреагировав на обвал японского фондового рынка. К 13-00 потери составили уже 2,2 процента. Впоследствии, правда, наблюдалась уже небольшая коррекция.
Удар по японской экономике, который нанесли последние катастрофы (землетрясение, затем цунами и, наконец, отключение электроэнергии и аварии на АЭС), - лишь первые результаты. Далее последствия могут быть еще более долгоиграющими. Японские компании, в частности автогиганты, вынуждены останавливать производство из блэкаутов. Это приводит к срыву поставок, сокращению потребления ресурсов и росту издержек. Пока масштаб потерь отрасли неясен. Впрочем, аналитики полагают, что мировые автогиганты, в том числе зарубежные заводы японских концернов, восполнят недостающий спрос.
Первые опасения были связаны и с тем, что японские объекты инфраструктуры и промышленные объекты застрахованы и мировым страховым компаниям будет сложно выплатить японцам сумму, которую оценивают в 50 млрд долларов и более (только последствия от землетрясения 11 марта предварительно оцениваются в 15-35 млрд долларов). Впрочем, в лондонском Сити успокаивают — такая сумма вполне по карману страховщикам и банкротств ведущих страховых компаний ждать не стоит.
Конец Возрождения?
Самый интересный для России вопрос: что будет с ценами на сырье и рынком атомной энергетики? Мировые сырьевые рынки также начало лихорадить вчера — цены на уран обрушились вчера на 10 процентов (остановленные японские станции, по некоторым оценкам, потребляют порядка 2,5 процентов от мирового спроса).
Если на росте цен на энергоресурсы цены на уран достигали в 2008 году рекордных 136 долларов за фунт, то по итогам торгов в понедельник цена на уран сократилась, как уже было сказано, на 10 процентов и составила чуть более 61 доллара за фунт вчера. Некоторые аналитики прогнозируют дальнейшее снижение цен на уран, вплоть до 20 процентов в ближайшие недели или месяцы. Однако говорится и о временности такого падения и возвращении цен на уровень 70 долларов за фунт уже через год.
Биржевое падение цены на уран тянет вниз и акции добывающих компаний и компаний, специализирующихся в энергетической сфере. Вчера на 24% подешевела Tokyo Electric Power, Toshiba потеряла 16% стоимости, энергетическая компания TEPCO — 23,6%. Канадская Cameco просела на 12 с лишним процентов, французская Areva – почти на 10 (сегодня падение продолжилось и составляет около 9 процентов). Плохо и иным гигантам горнодобычи — в минусе BHP Billiton (компания, кстати, сразу пожертвовала Красному Кресту 1 млн долларов на ликвидацию последствий катастрофы в Японии) Rio Tinto Group: дешевели вчера, сегодня также теряют по 2,5-4 процента.
Для российских производителей падение не несет таких негативных последствий — их продукция в основном направляется на внутренний рынок. В 2010 году отечественным атомным станциям не хватило 1,5-2,0 тыс. т урана, говорят аналитики ИК «Брокеркредитсервис», уточняя, что в дальнейшем поставки урана российских производителей может ожидать коррекция, но нельзя пока точно определить ее масштабы.
Оживились противники строительства атомных электростанций и использования атомной энергетики. Немецкое правительство, как то ли удивленно, то ли язвительно пишет «Франкфуртер Рундшау» за одну ночь перестало быть сторонником продления сроков эксплуатации АЭС и заговорило о необходимости моратория на такой шаг. США, Индия, Китай, Швейцария и Великобритания также заявили о намерении пересмотреть стратегии развития мирного атома.
Россия пока ограничилась проверкой состояния отрасли. Провести в месяный срок такую проверку поручил премьер Владимир Путин совещании по энергобезопасности с главами Минэнерго, Минприроды и госкорпорации «Росатом». «Мы должны быть готовы к действиям при любом варианте развития событий», - подчеркнул он. Премьер отметил, что хотя в России нет АЭС в сейсмоопасной зоне, и их строительство там не планируется, Минэнерго, Росатом и Минприроды должны провести «анализ сегодняшнего состояния атомной отрасли и перспектив ее развития».
Опять островок стабильности
Российские аналитики по-разному оценивают последствия аварии для российской экономики. Сходится большинство наблюдателей в том, что в краткосрочной перспективе котировки большинства российских компаний, в том числе компаний сырьевого сектора, снизятся. Связано это с тем, что Азия была главным драйвером повышения цен на энергоносители на мировых площадках. Надежда на то, что в дальнейшем Японии понадобятся ресурсы, в том числе на восстановление разрушенной инфраструктуры.
«Единственным плюсом для российского рынка акций в этой ситуации могут стать по-прежнему высокие цены на нефть. Причем обеспокоенность относительно ядерной энергии может стать фактором, поддерживающим спрос и цены на углеводороды еще длительное время», - полагает аналитик Банка Москвы Юрий Волов. Пока сырьевой сектор на мировых площадках продолжает демонстрировать падение.
Россия — в лице властей и экспертов — на мировую биржевую панику и разговоры о грядущим переменам в мировом энергетическом секторе (вслух говорят о конце «атомного ренессанса») реагирует довольно спокойно. Российские эксперты повторяют, что аварии, подобной японской в России быть не может, а отказываться от использования атомных станций России нельзя. «У нас в России, так же как и в Японии, есть старые реакторы первого и второго поколения, - сообщил директор отделения конструкторских работ и ядерных реакторов Института ядерных реакторов НИЦ «Курчатовский институт» Евгений Бурлаков. - Авария в Японии произошла на реакторе именно первого поколения».
«Понятно, что применительно к старым энергоблокам сегодня необходимо сводить человеческий фактор к минимуму и ставить на реакторы старого поколения новые системы безопасности», - заметил он. «У нас в России это делается на реакторах типа РБМК – 1-го и 2-го блока Ленинградской АЭС, реакторах Кольской и Нововоронежской АЭС. Что касается экономической целесообразности, то есть такая максима: если построить новые современные системы безопасности и их цена не превысит 30% от стоимости блока, то это выгодно. Если больше, то лучше строить новый блок. Я знаю, что на всех наших блоках и ВВЭР, и РБМК сделали новые системы безопасности, и они себя вполне оправдывают», - считает Бурлаков.
Непросчитанная стихия
В целом, эксперты не могут однозначно ответить на вопрос, каковы будут последствия от японской катастрофы для мировой экономики. Скептики утверждают, что особых последствий ждать не стоит, напоминая, что мировые индексы и на Чернобыль реагировали 3-4-процентным падением. Другие полагают, будто замедление мировой экономики произойдет, хотя масштабы его вряд ли будут значительны. Проблема, правда, в том, что никто пока до конца не понимает ни масштабов разрушений в Японии, ни последствий катастрофы для остального мира.
Потери мировой экономики от стихийных бедствий и антропогенных катастроф страховщики германской перестраховочной компании Munich Re оценили в 222 млрд долларов, из них 130 млрд — пришлось на природу (37 млрд страховых выплат). До конца века страховщики обещали рост до 185 млрд долларов от стихии ежегодно.
Пожалуй, это главный вывод из катастрофы — природа нередко показывает экономистам и прочим футурологам (можно вспомнить, например, прошлогодний исландский вулкан) насколько слабы их выкладки.