будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Мурманская область
Июль 10, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Стратегия в свете кадров

Стратегия в свете кадров
2014-07-16_154658
Инвестиционная карта Мурманской области

Российские регионы давно занялись подготовкой документов, содержащих стратегию из развития, однако не так часто эти документы оказываются доступны для изучении и анализа. На специальном Инвестиционном портале Мурманской области опубликована инвестиционная стратегия региона. Экономический обозреватель «Полит.ру», кандидат экономических наук Григорий Гриценко проанализировал документ.

Концепция развития Мурманской области предполагает последовательное развитие нескольких кластеров: горно-металлургического, горно-химического, эксплуатации шельфовых месторождений, морского транспортного узла, рыболовецкого и пищевого кластера, транспортировки грузов Северным морским путем, энергетического и туристическо-рекреационного кластера.

Безусловно, у всех этих кластеров существуют хорошие перспективы, однако их развитие может быть заторможено нехваткой квалифицированной рабочей силы, что следует из материалов Концепции, в которой приводятся прогнозные данные дефицита рабочей силы по основным направлениям ее использования.

Чтобы преодолеть это ограничение, Концепция предполагает развитие собственных трудовых ресурсов в области, которое выделяется в отдельный кластер.

Однако с учетом географической специфики Мурманской области, как представляется, нет никакой необходимости для подготовки требуемых кадров опираться на собственные трудовые ресурсы и создавать для их профессиональной подготовки специальный кластер.

К сожалению, в Концепции не приводятся данные о демографической ситуации в области, которые могли бы проиллюстрировать положение дел на рынке труда. С одной стороны, это текущее и будущее предложение рабочей силы: численность населения, половозрастная структура, рождаемость и смертность, динамика миграции населения, и прогноз численности и структуры населения. С другой стороны, это текущий и будущий спрос на рабочую силу: количество рабочих мест на предприятиях области, дифференциация этих мест по степени квалификации, тяжести труда и уровню оплаты труда, и предполагаемое в будущем ликвидация существующих рабочих мест и создание новых.

Поэтому судить о степени напряженности на рынке труда можно только по отдельным прогнозным данным, что не дает общей картины ситуации с трудовыми ресурсами.

Тем не менее, исходя из имеющихся официальных данных о динамике численности населения, можно сделать вывод, что подготовка кадров для работы на предприятиях Мурманской области непосредственно на ее территории будет не самым оптимальным проектом. Во-первых, это будет достаточно дорого; во-вторых – вряд ли можно будет обеспечить необходимый набор учащихся; в-третьих, большинство специальностей, по которым будет проводиться подготовка кадров, скорее всего, будет дублировать аналогичные специальности  в уже существующих учебных заведениях России (высших и средних специальных).

С учетом этих обстоятельств, гораздо лучше трудовые ресурсы области формировать на основе принципа ротации – специалисты могут приглашаться для работы на предприятиях Мурманска и области из любых районов России, СНГ и иностранных государств, с тем, чтобы после окончания действия контракта уезжать обратно.

Таким образом, привлечение внешних трудовых ресурсов (дефицита которых пока не наблюдается) позволит существенно снизить расходы на подготовку кадров; тем более, что даже подготовка собственных кадров не гарантирует, что в дальнейшем они не уедут работать в другие регионы страны.

Кроме минимизации затрат на образование, использование принципа ротации снимает с региона необходимость решать сразу несколько достаточно трудных социальных вопросов, которые появляются при наличии большого постоянного населения. Это обеспечение дошкольного и среднего образования детей работников предприятий области; пенсионное обеспечение; обеспечение медицинского обслуживания детей и лиц пенсионного возраста.

В тоже время не будет необходимости осуществлять дополнительные затраты на адаптацию проживания людей в некомфортных природно-климатических условиях.

Кроме того, для обеспечения работников жильем можно использовать давно обсуждаемую, но до сих пор не нашедшую применения на практике идею строительства доходных домов. Если работники предприятий отрасли будут приезжать на работу по срочным контрактам, то им нет необходимости покупать себе жилье. Они могут снимать квартиры в доходных домах на время действия контрактов. Строительство и эксплуатацию доходных домов могут осуществлять совместно предприятия области, которые заказывают специалистов, и местные администрации, на территории которых будут жить приглашенные специалисты.

Разумеется, тем работникам, кто захочет остаться на постоянное место жительство, необходимо предоставить возможность купить подходящее жилье на льготных условиях. Для этого местные Администрации могли бы бесплатно предоставлять участки под застройку.

Таким образом, переход к системе кадрового обеспечения предприятий области, основанной на принципе ротации кадров, мог бы позволить преодолеть ограничения, накладываемые возможным дефицитом местных трудовых ресурсов, а так же высокой стоимостью их общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).