Новые структурные проекты в российской экономике в 2004 году, это как бы взгляд в будущее. Это тот инновационный ресурс для страны, который закладывается на грядущее пятилетие (а то и больше).
Пожалуй, в сфере транзита углеводородов самым главным событием стала зимняя газовая война с Белоруссией. Тогда “Газпрому” пришлось выполнить политическое указание руководства страны и отключить в феврале подачу газа по внутрироссийским ценам в дружественную, но независимую республику. Формально перед российским газовым концерном стояла цель - подчинить газовую транзитную сеть Белоруссии и добиться приемлемых цен на поставляемый в республику газ. Итогом войны стало восстановление статус-кво – фактически, российскому концерну пришлось пойти на капитуляцию перед Лукашенко. Одновременным, но не менее неприятным, итогом стали интенсивные поиски Польшей альтернативных “Газпрому” поставщиков газа.
Между тем, у “Газпрома” всего два основных канала для транзита газа в Европу – главного источника валютной выручки. Это – Украина и Белоруссия. Другие возможности - “Голубой поток” по дну Черного моря, упершийся в нежелание Турции пропускать российский газ дальше, и “подвешенный” из-за недостатка инвестиционных ресурсов проект Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря, остаются, скорее, гипотетическими. Проект транзита газа в Китай с Ковыктинского месторождения, разработанный ТНК-BP был заблокирован "Газпромом", как не отвечающий геополитическим задачам России.
Все это, происходит на фоне остановки реформы главной топливно-энергетической компании России. Одновременно в Европе ужесточаются требования к либерализации газового рынка и активно строились газопроводы из альтернативных источников (Алжир, Иран, Норвегия). Правда, подписаны меморандумы о сотрудничестве с иностранными фирмами в освоении газового месторождения Штокман, приближается к стадии реализации проект СПГ на Сахалине.
В сфере транзита нефти главным событием года стали трубопроводные войны. На ограничения Турции по проходу российских танкеров через Босфор и строительство международных нефтепроводов Баку – Джейхан и Атасу - Алашанькоу Россия ответила новым туром противостояния между “ЛУКойлом” и “Транснефтью”. Подчиняясь противонаправленному давлению лоббистов российское правительство практически отложило решение принципиальных вопросов – о “восточном” транзите - экспортном трубопроводе в Китай и нефтепроводе до Мурманска, который должен был обслуживать российский экспорт в США. Главным итогом уходящего года мог бы стать реверс – т.е использования трубопровода Одесса – Броды по российскому варианту. Однако этот явный плюс может быть сведен на нет итогами украинских выборов.
Еще одним событием года стала приостановка реформы в РАО “ЕЭС” и полная остановка реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве – уход из “Российских коммунальных систем” - пионера реформирования жилкомхоза, его акционера “Газпрома” и руководителя Сергея Яшечкина обозначила неготовность завершить реформы энергетики – без реформы в сфере потребления энергетики, сама реформа обречена на незавершенность. И успехи в формировании рынка электроэнергии под эгидой “АТС” не смогут компенсировать эту важнейшую неудачу реформаторов. В этой связи симптоматичным стало триумфальное возвращение Владимира Яковлева, отправленного в отставку с поста министра по жилищно-коммунальному хозяйству в Южный федеральный округ и вернувшегося на специально созданный пост министра регионального развития, переподчинив себе попутно федеральное агентство по строительству. Этот цикл передвижений питрерского губернатора, которого близкие к президенту Путину источники называли личным врагом президента смело можно назвать “карьерой года”.
“Российские железные дороги” начали 2004 год с грандиозных инвестиционных планов и замыслов по созданию международных транспортных коридоров – “Восток – Запад” (соединяющий через Транссиб Корею и Восточный Китай с Западной Европой) и “Север – Юг” - (соединяющий страны Персидского залива с Европой). Оба проекта за исключением отдельных инфраструктурных участков (порт Оля в Астраханской области) остались в подвешенном состоянии. Зато появилось несколько альтернативных проектов с участием “партнеров” по СНГ – Казахстаном и Украиной.
Российские сотовые компании – самый быстрорастущий и высокотехнологичный сектор российской экономики завершили год противостоянием акционеров одной из них в зарубежных судах, налоговыми претензиями ко второй и туманными перспективами на Украине для третьей.
На этом фоне символичным завершением года великого замаха, или "великого перелома", по терминологии Андрея Илларионова, стало просачивание главного нефтедобывающего актива ЮКОСа “Юганскнефтегаза” через фильтр неизвестных фирм к государственной “Роснефти”. Отъем компании и передача ее в государственную собственность был проведен, как спецоперация, и с этой точки зрения был безупречен. Осталось только объяснить все это по- китайски.