будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Арктика климат Земли Северный морской путь
Июль 17, 2025
Хозяйство
Семенов Владимир

«Суэцкий канал» в Арктике

«Суэцкий канал» в Арктике
800-600_R5EGDSl
Море зимой. Источник: / pixabay.com

В результате глобального потепления Россия может обзавестись собственным «Суэцким каналом», пишет газета The Washington Post. Речь идет о Северном морском пути, использование которого может стать значительно более выгодным экономически. 

В связи с продолжающимся таянием арктических льдов Северный морской путь мог бы в самом деле стать альтернативной Суэцкому каналу, тем более что он позволяет снизить расходы на транспортировку из Европы в Азию и Америку, отмечает газета. Таким образом, заключает она, России могут оказаться даже выгоды те климатические изменения, которые многими расцениваются как катастрофа.  

О том, какие в действительности происходят и ожидаются климатические изменения в Арктике и как они могут сказаться на использовании Северного морского пути, с «Полит.ру» поговорил Владимир Семенов, заместитель директора Института физики атмосферы им. Обухова РАН, заведующий лабораторией климатологии Института географии РАН, доктор физико-математических наук.

 
Владимир Семенов

«Безусловно, такие оценки имеют под собой основание. Они основаны на результатах исследования климатических моделей, которых сейчас в мире около 30. И все эти модели согласованно показывают очень существенное уменьшение площади морских льдов в Арктике – такое существенное, что во многих моделях предполагается, будто к середине XXI века (точнее, к 2060-м годам) ледяной покров там станет сезонным. То есть летом его вообще не будет – он начнет полностью исчезать.

И, конечно, это выгодно в смысле перевозки грузов по Северному морскому пути. По нашим оценкам период навигации в результате таяния льдов увеличится от 4 до 6,5 месяца. То есть фактически всего 2-4 месяца в году путь будет закрыт льдами, а все остальное время по этому маршруту возможна навигация. Вообще еще в 2010 году мы делали оценки происходящих в регионе процессов и получалось, что в принципе, буквально через 10 лет с точки зрения экономики (если подходить к вопросу формально, только с точки зрения затрат топлива) перевозка по Севморпути станет более выгодной. Но на деле здесь надо иметь в виду и другие факторы.

 
База ВМФ РФ в Северодвинске / wikipedia.org

Открытость этого пути, его длина учитываются, но есть и иные факторы, факторы риска. В Арктике они гораздо сильнее, чем при южной транспортировке. Все же Арктика пока остается регионом слабо исследованным. Плюс с военно-политической точки зрения этот регион тоже очень сложен – Северный морской флот проводит там свои учения, например. Словом, это внутренний регион России, и пока это обстоятельство не дает использовать Северный морской путь по полной программе.

Однако повторю: с чисто экономико-географической точки зрения сокращение морских льдов в регионе к концу века увеличит продолжительность навигации по Севморпути если не до круглогодичной, то до возможной большую часть времени, за исключением 3-4 месяцев в году. То есть до 8-9 месяцев путь будет свободен для навигации даже без использования ледокольного флота.

Здесь нужно понимать вот что: с ледоколами можно пользоваться этим путем когда угодно – и сейчас, и зимой. Атомный ледокол расколет и полутора-, и двухметровый лед. Но для этого нужны суда определенного ледового класса, чтобы они не повреждались льдинами. Их строительство – дело не такое простое, а тут имеется в виду рост возможностей безледокольной проводки судов. И она, согласно прогнозам, сделается возможной на период до 9 месяцев, если брать агрессивный сценарий антропогенного воздействия на окружающую среду, предусматривающий, что выбросы антропогенных газов будут продолжать нарастать так же, как нарастают сейчас.

 
Атомный контейнеровоз "Севморпуть" / wikipedia.org

Имеется в виду сценарий, предполагающий, что никаких усилий по сокращению воздействия предприниматься не будет, а экономика будет расти так же, как она росла в последнюю пару десятилетий. Именно в этом случае период безледокольной навигации должен на 6,5 месяца вырасти. Наименее агрессивный же сценарий (по нему рост эмиссии остановится в середине XXI века и начнет снижаться) предполагает увеличение этого периода на 4 месяца», – сказал Владимир Семенов.

О возможном увеличении использования Северного морского пути говорили достаточно давно даже без учета ожидаемых климатических изменений. Напомним, он проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек.

Путь был открыт для международного судоходства в 1991 году, его границы закрепили законодательно в 2013 году. 1 марта 2018 года президент России Владимир Путин  заявил, что Северный морской путь станет ключом к развитию русской Арктики и регионов Дальнего Востока. По словам президента, перед Россией стоит задача сделать его «по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией» и увеличить к 2025 году грузопоток пути до 80 млн тонн в год.

 
В.Путин принимает парад ВМФ / kremlin.ru

По словам Рустама Танкаева, генерального директора ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» и члена комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, есть основания считать, что Северный морской путь будет в дальнейшем очень востребован: он заметно короче южной морской трассы и, кроме того, на нем нет и не предвидится пиратов, так что предполагается, что в самые ближайшие годы перевозка по нему дорастет до 40 миллионов тонн.

Семенов Владимир
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).