будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Россия нефть цены экономика
Ноябрь 19, 2025
Хозяйство

«Существенного изменения структуры экономики не произошло»

«Существенного изменения структуры экономики не произошло»
nef600-450
Горящий факел на месторождении нефти. Источник: Adam Cohn / Some rights reserved

Россия в 2016 году стала активнее избавляться от сырьевой зависимости, утверждают СМИ. Они подчеркивают факт снижения доли нефтегазовых доходов бюджета по сравнению с тем же периодом 2015 года и отмечают изменение структуры экспорта с ростом доходов от перерабатывающих секторов.

Как пишет, в частности, газета «Известия» со ссылкой на данные обзора Национального рейтингового агентства, в 2016 году по итогам января–июля объем нефтегазовых доходов бюджета составил 36%, тогда как годом ранее он достигал 43%.

В то же время эксперты высказывают мнение, что рост этот достаточно медленный и пока не слишком значительный. Да и снижение доли нефтегазовых доходов бюджета было вызвано не столько ростом доходов от не нефтегазовой отрасли, как падением цен на нефть, объясняет Алексей Белогорьев,  заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.

«Что касается России и достижения ею независимости от нефтегазовых доходов, то, действительно, в этом году, по крайней мере по итогам первого полугодия, доля нефтегазовых доходов бюджета снизилась до 36% по известной мне оценке Минэнерго. Хотя еще в 2014 году, то есть на момент начало кризиса, доля этих нефтегазовых доходов достигала 53%. Это был максимум за весь период существования активной добычи нефти и газа в России и в СССР.

Так что, действительно, зависимость бюджета от нефтегазовых доходов снижается. Но здесь такая игра статистики: зависимость снижается, прежде всего, потому что резко упали доходы – прежде всего, от экспорта нефти и газа в силу всем известного обвала цен. За счет этого, а не за счет того, что увеличились доходы от ненефтегазового сектора. Соответственно, если цены на нефть восстановятся до какого-то уровня, условно говоря – до 70-80 долларов за баррель в течение ближайших трех-четырех лет, то зависимость вернется.

Ну, может, она будет не 53%, а меньше. Например, зависимость непосредственно от нефтяной отрасти была около 45%. Ну, возможно, она будет тогда не 45%, а 38%. Но все равно это очень много.

Здесь, мне кажется, не надо себя обманывать: на самом деле в предыдущие годы не произошло существенного изменения структуры экономики. Есть положительные тенденции в аграрном секторе, пищевой, отчасти текстильной промышленности – во многом связанные с девальвацией рубля и отчасти – с санкциями, которые в прошлом году были приняты. Но это все-таки небольшие сектора, которые не способны коренным образом изменить структуру экономики и реально снизить ее зависимость от нефтегазового комплекса».

 
Д.Медведев во время поездки на ферму /government.ru

Эксперт выразил согласие с соображением, что сам факт выстраивания федерального бюджета с учетом, в первую очередь, прогнозной цены на нефть, многое говорит о том, насколько успешно в действительности России удается слезать с «нефтяной иглы».

«Ну, разумеется. И это я говорил о федеральном бюджете, а если посмотреть долю ТЭК в ВВП, то она снижается еще менее заметно. Если в 2014 году она составляла 27%, то в этом году – около 25%. Как видим, здесь снижение нерезкое, и если цены на нефть вырастут, высока вероятность, что доля ТЭК в ВВП вернется на прежний уровень. То же самое касается доли ТЭК в экспорте. Сейчас она около 57%, была – почти 70%. Но все это, на самом деле, конъюнктурные изменения, которые связаны сугубо с изменением цен на сырьевые товары. Так что обольщаться не стоит: к сожалению, существенных прорывов в изменении структуры экономики России не наблюдается.

Я бы в связи с этим еще добавил комментарий по поводу высказывания Германа Грефа, которого СМИ вчера неправильно цитировали. Они писали, что Греф якобы спрогнозировал исчерпание нефтяных запасов. На самом деле Греф этого не говорил – он вел речь о том, что закончится суперсырьевой цикл. И в этом вопросе он во многом прав. Действительно, и в мировой, и, как следствие, в российской экономике сейчас продолжается суперсырьевой цикл, который, прежде всего, характеризуется огромной ролью энергетических ископаемых ресурсов. И он неизбежно закончится – в пределах 15, максимум 20 лет. То есть роль ископаемых видов топлива – прежде всего, роль геополитическая и экономическая, будут снижаться.

В общем-то, это во многом наблюдается и сейчас, хотя вокруг нефтегазовых запасов по-прежнему возникает много геополитических проблем и кризисов. Но в целом все же есть общая тенденция к снижению зависимости глобальной политики и глобальной экономики от нефтегазовых ресурсов. И в глобальном масштабе это действительно будет происходить. Доля нефти в мировом топливно-энергетическом балансе уже поступательно снижается, и общим консенсусом остается, что через 25-30 лет доля угля, газа и нефти сравняется с долей возобновляемой энергетики, у всех будет примерно по 25%.

Огрубляя картину, можно сказать, что тогда будет существовать многоукладная энергетика, в которой не будет ведущего энергоносителя, которым в 19 веке – первой трети ХХ века был уголь, а  последние полвека является нефть. Такого уже не будет, это общепризнанная, как мне кажется, истина – которая, однако, не отменяет того, что спрос на все энергоресурсы, в том числе на нефть и нефтепродукты, будет расти довольно быстро. И сейчас растет. То есть мы наблюдаем некоторый ренессанс спроса на нефтепродукты – в силу снижения цен, прежде всего, в течение последних двух лет», – считает Алексей Белогорьев.

Эксперт также прокомментировал информацию об обнаружении на шельфе Аляски значительного месторождения нефти. По сообщению компании Caelus Energy, это нефть высокого качества, и запасы месторождения оцениваются в границах от 1,8 млн до 2,4 млн баррелей, пишет The Wall Street Journal.

«Что касается Аляски, то тут мне сложно сказать многое, потому что я не смотрел этих материалов и не знаю, о каких конкретно месторождениях речь. Но если это шельфовое месторождение, то его разработка – не вопрос сегодняшнего дня. Во-первых, от открытия месторождения до введения в промышленную эксплуатацию проходит в лучшем случае 10-15 лет. Это именно в лучшем случае, если есть близко действующая инфраструктура, относительно низкая капиталоемкость проектов.

На шельфах Аляски, даже если там есть близко действующая инфраструктура, капиталоемкость проектов очень высока, и при текущих ценах на нефть не только добыча, но даже и дальнейшая разведка этих ресурсов мне представляется весьма маловероятной. А ведь это, скорее всего, не то, то в России считается доказанными запасами – скорее всего, это какие-то прогнозные ресурсы, которые еще нужно доразведывать. Это совершенно другие масштабы инвестиций, на которые сейчас ни одна компания не пойдет – тем более, что в США сейчас есть гораздо более рентабельные проекты, и на суше (прежде всего, сланцевые месторождения), и на шельфе Мексиканского залива, где и условия, и стоимость добычи намного лучше.

Поэтому я бы не стал придавать этой новости большого значения. В любом случае, невозможно добыть все ресурсы нефти, которые нам известны. На самом деле, коэффициент извлечения нефти даже в ведущих странах не превышает 50%, а у нас – 25%. Так что судить на основании ресурсов о будущей добыче малоперспективно, поскольку здесь очень важна именно рентабельность и возможность добычи с точки зрения доступности технологии.

 
Рабочий на нефтяном сланцевом месторождении. / pixabay.com

Скорее всего, на месторождениях, о которых сейчас шла речь, рентабельность может быть достигнута при цене на нефть не ниже 80-90 долларов за баррель. При этом интерес к таким месторождениям проснется в последнюю очередь, так как есть гораздо более рентабельные. Условно говоря, те же сланцевые месторождения, которые закрывались в последние годы, вполне рентабельны, и работы на них вновь возобновят уже даже при цене в 55 долларов. Может, даже при цене в 50 долларов за баррель. Уже сейчас намечаются положительные сдвиги в сланцевой добыче нефти. Словом, есть гораздо более простые и доступные ресурсы.

Это, в принципе, тот же самый разговор, что и о добыче нефти или газа на российском арктическом шельфе. Там огромные ресурсы, особенно газа, но с точки зрения технологий они станут доступны в лучшем случае через 30-40 лет», – объяснил Алексей Белогорьев.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).