будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
бензин
Июль 17, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Технологические причины дефицита бензина

Технологические причины дефицита бензина
bendzin
Бензин. Автозаправка. Источник: Фото: biznes.pl

Возникающие время от времени на российском топливном рынке «бензиновые кризисы» только на первый взгляд вызваны техническими или организационными трудностями – авариями или ремонтом на нефтеперерабатывающих заводах, сезонными колебаниями спроса или нежеланием крупных производителей топлива продавать его независимым сетям бензоколонок. Как представляется, основной причиной этих микрокризисов является все-таки гораздо более серьезная вещь – нарастающее неравновесие между спросом на топливо и его предложением – и в первую очередь, на бензин.

Начнем с того, что на российском рынке бензинов присутствует, как минимум, четыре группы потребителей, спрос которых постоянно нарастал и нарастает. Первая группа – это владельцы легковых автотранспортных средств. Вторая группа – это гражданская авиация, а именно – самолеты и вертолеты, использующие поршневые двигатели. Третья группа – это предприятия нефтехимической промышленности, для которых бензин – ценнейшее сырье. И, в-четвертых, это внешние потребители, то есть потребители бензина, находящиеся в других странах.

Поскольку спрос на внутреннем рынке постоянно растет, а предложение, к сожалению, запаздывает, то в отношении последней группы потребителей российским правительством в свое время были приняты достаточно жесткие меры, чтобы отсечь ее от внутреннего рынка. Для этого в 2011 году была установлена фактически запретительная пошлина на экспорт бензина, которая свела его до минимума. Однако нашему бензиновому рынку это помогло не очень сильно.

Начнем с того, что потребителей бензинов – в первую очередь, автомобильных, - в России становится все больше и больше. Так, если в 2000 году общий парк легковых автомобилей (во владении физических и юридических лиц) составлял 20 млн. шт., то в 2013 году он уже равнялся 41 млн. штук, то есть вырос два раза. Соответственно, на душу населения в 2000 году приходилось 130,5 автомашин, а в 2013 году – уже 273 машины.

При этом количество потребителей другого топлива, которое могло бы быть альтернативой бензину – дизельного – росло, к сожалению, не так интенсивно. Парк грузовых автомобилей (включая пикапы и фургоны) вырос за тот же период только на 37%: с 4,4 млн. шт. до 6 млн. шт. А вот парк автобусов, которые как раз и могут заместить легковые авто, и снять избыток спроса на бензин, даже уменьшился – со 109 тыс. шт. до 70 тыс. шт.

Таким образом, возможность замещения спроса на бензин спросом на дизельное топливо в России пока не реализуется, хотя в европейских странах, кроме автобусов и грузовиков, на дизельном топливе работают и легковые автомобили, что несколько смягчает ситуацию на топливном рынке.

Вторая группа потребителей бензина (авиационного), находится сейчас в достаточно тяжелом состоянии, и поэтому сильной конкуренции автовладельцам не составляет. Однако в ближайшем будущем она может значительно нарастить обороты благодаря расширению местных линий и увеличению частоты полетов работающих на них поршневых самолетов и вертолетов. И тогда конкуренция за бензин станет еще сильнее.

И, наконец, третья группа внутренних потребителей – это предприятия нефтехимической промышленности, для которых бензин (только не автомобильный, а прямогонный) является сырьем, из которого производится масса полезных веществ и, в первую очередь, пластмассы. Тем не менее, нефтехимики тоже являются конкурентами автомобилистов, так как прямогонный бензин является основным компонентом автомобильного бензина. И чем больше прямогонного бензина отправится «на химию», тем меньше будет произведено автомобильного бензина.

Таким образом, эти три группы потребителей сильно (если не сказать, ожесточенно) конкурируют друг с другом за достаточно ограниченные ресурсы.

Однако постоянно возникающий дефицит бензина – явление, связанное не только с избытком спроса, но и с недостатком предложения. Корни этого дефицита находятся, если так можно выразиться, в самой глубине нефтепереработки. Дело в том, что сырая нефть состоит из разных фракций, которые выделяются из нее в ходе первичной обработки (ректификации) на НПЗ. И бензиновая фракция, которая нас больше всего интересует, после ректификации нефти составляет, в лучшем случае, 20% исходного сырья. Этого выхода продукта, разумеется, совершенно недостаточно для удовлетворения потребностей рынка, поэтому в переработку для получения бензина поступают т.н. нефтяные остатки, вроде газойля или мазута, удельный вес которых составляет 55% от исходного сырья. В результате достаточно сложных и дорогих процессов удается поднять долю бензина в общем товарном выпуске НПЗ до 50%.

Этого объема производства могло бы хватить для покрытия потребностей рынка. Однако надо отметить, что такая большая доля выхода бензинов имеет в место где угодно, но только не в странах СНГ (в том числе и в России), где НПЗ до сих пор работают по старой советской схеме, по которой больше половины выхода представляли собой тяжелые нефтяные остатки. Правда, сейчас эти НПЗ проводят масштабную реконструкцию с целью увеличения выхода бензинов и повышения их качества, но пока структура выпуска нефтепродуктов остается прежней.

Структура выпуска нефтепродуктов на российских НПЗ

Продукты выхода, в %% от сырой нефти, поступившей на переработку на НПЗ

2013 год

2010 год

Пропан и бутан сжиженные

5%

4%

Бензин прямогонный

5%

5%

Бензин автомобильный

14%

14%

Керосин авиационный

4%

4%

Дизельное топливо

26%

28%

Мазут топочный

28%

28%

Масла нефтяные смазочные

1%

1%

Нефтяной кокс

1%

1%

прочие

16%

14%

итого

100%

100%

 

Как хорошо видно из этой таблицы, структура выпуска на НПЗ несколько последних лет не меняется, и остается такой же архаичной, как и 10-15-20 лет тому назад. Можно надеяться, что после проведения реконструкции структура выпуска изменится в лучшую сторону. Но пока она не закончена, предложение бензина растет гораздо меньшими темпами, чем автомобильный парк, так как при существующих технологиях выпуск бензина можно увеличить только за счет увеличения добычи и поставок нефти. А здесь наши возможности далеко не беспредельны.

Таким образом, из-за технологической стагнации, дело упирается в увеличение поставок сырой нефти на НПЗ. Поскольку за аналогичный период, с 2000 года по 2013 год, они выросли на 60%, то выпуск автобензина смог возрасти только на 44% - с 27 млн. тонн до 39 млн. тонн, а с учетом производства газового бензина (6 млн.т. в год) – до 45 млн.т. Но парк автомобилей, повторяясь, вырос в два раза. Соответственно, если в 2000 году на каждую автомашину приходилось 135 кг (175 литров) топлива, то в 2013 году – только 110 кг (143 литра). В этом уменьшении обеспеченности автомобильным топливом и кроется разгадка периодически возникающих бензиновых кризисов.

Поэтому, пока не завершится реконструкция НПЗ, рассчитывать на прекращение кризисов в снабжении бензинов не приходится. Единственной возможностью их избежать является снижение общего километража поездок всех автовладельцев. Но ведь люди покупали себе машины не для того, чтобы они большую часть времени стояли за гаражными воротами.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).