У кровавого теракта в Беслане может быть экономический подтекст. В то самое время, когда «оживились» переговоры по статусу Каспия и совместному использованию его ресурсов теракты и активизация террористов вблизи транзитных «труб» опять ставят под вопрос российский вариант транзита нефти из региона, который некоторые нефтяные аналитик называют «Персидским заливом XXI века». На Каспии, прежде всего в его казахском секторе находятся богатейшие месторождения нефти.
Между тем в последнее время активно обсуждаются две конкурентные возможности транзита Каспийской нефти — через Россию по уже имеющимися нефтепроводам «Транснефти» и КТК и по строящемуся нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан — через Закавказье и далее — в турецкий порт на Средиземном море Джейхан.
Американские разработчики проекта утверждали что проект будет стабильно рентабелен при мировой цене выше $35 — на мировом рынке сейчас удерживается цена выше $40. Следовательно, каспийская нефть вполне может оказаться долгосрочно востребованной энергетикой и промышленностью Запада.
Очевидно, что российские трубопроводы конкурируют с проектом Баку-Тбилиси-Джейхан, лоббируемому американской администрацией.
Нестабильность на Северном Кавказе, а через железнодорожную станцию Беслан пойдет поток чеченской нефти — около 1 млн.т. в год , означает, что основная транзитная артерия России — нефтепровод проходящий через Махачкалу-Кизляр-Моздок-Невинномысск-Армавир-Кропоткин-Тихорецк и далее на Новороссийск окажется в нестабильном регионе. В этом случае ценовые плюсы российского варианта экспорта каспийской нефти — а у «Транснефти», как и у КТК тарифы на прокачку нефти ниже, чем у конкурентов, окажутся не столь привлекательными.
Нестабильность на Северном Кавказе подрывает российские позиции и делает рентабельным закавказский и турецкий маршрут.