Объем экспортных заказов на российскую военную технику в 2013 году составил более 49 млрд долларов. Об этом 25 апреля заявил президент Владимир Путин. По словам главы государства, российская военная продукция поставляется в 65 государств, а договоры о военно-техническом сотрудничестве заключены с 89 странами.
Владимир Путин подчеркнул, что Россия является одним из мировых лидеров в области экспорта вооружений — лишь немного отстав от своего главного конкурента, Соединенных Штатов. По данным президента, в 2013 году США занимали 29% рынка поставок вооружений, Россия — 28%, Германия, Франция и Китай — от 5 до 7 процентов.
Цифры не общего объема контрактов, а только размеров поставок вооружений в 2013 году выглядят менее внушительно, но все равно впечатляют. В феврале заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Вячеслав Дзиркалн заявил, что объем поставок составил 15,7 млрд долларов. Почти треть — 4,78 млрд — пришлось на Индию.
В конце января генеральный директор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин рассказал «Коммерсанту», что его компания в 2013 году вывезла вооружения на 13,2 млрд долларов, несколько превысив плановые показатели, которые предполагали продажу техники на 13 млрд.
Несмотря на то, что более 70 процентов поставок приходится на самых крупных и уже привычных партнеров — Индию, Китай, Алжир, Вьетнам, Индонезию и Венесуэлу — в последнее время все больше оружия продается бедным странам Центральной Африки. Особенность этого региона в том, что правительства республик для покупки российского оружия берут кредиты в российских же банках — по словам главы «Рособоронэкспорта», если раньше эта схема работала с трудом, то теперь банки все более уверены в том, что деньги будут возвращены и дают в долг охотнее.
Экспорт вооружения из России с каждым годом растет: в 2011 году на мировой рынок Россия поставила оружия на 13,2 млрд долларов, в 2012 — уже 15,16 мдрд. При этом в мире общий объем экспорта вооружения с 2011 года неуклонно снижается. По крайней мере, об этом свидетельствует доклад Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI).
По данным SIPRI, как и по сведениям Владимира Путина, Россия занимает второе место по экспорту вооружений, причем со временем нагоняет своего конкурента. Если в четырехлетку с 2004 по 2008 год Россия занимала 24% рынка против 30% у США, то за 2009-2013 год доля России выросла до 27%, а доля США упала до 29%.
Россия за последнее четырехлетие была крупнейшим экспортером военных кораблей — учитывая проданные Индии авианосец и атомную подводную лодку. При этом 43% стоимости российского экспорта дали самолеты — с 2009 по 2013 год их было продано 219 штук. По данным «Рособоронэкспорта» самые популярные самолеты — это истребители Су-30 и МиГ-29, а также учебно-боевые самолеты Як-130.
Не в последнюю очередь рост продаж российских вооружений происходит благодаря тому, что традиционные партнеры начали закупать оружия еще больше — это Индия и Китай, крупнейшие в мире импортеры оружия. Вообще на долю стран Азии и Океании приходится почти половина всего мирового импорта вооружений — 47%.
Владимир Путин, напротив, считает, что успехи в России на рынке вооружений достигнуты благодаря реформе отрасли. Он напомнил, что некоторое время назад были расширены полномочия оборонных предприятий: производители оружия получили право самостоятельно модернизировать продукцию, определять направления исследований, а также создавать совместные предприятия с иностранными компаниями.
Впрочем, уже в ближайшее время у России может появиться новый серьезный конкурент на международном рынке оружия.
Китай, который все последние десятилетия оружие закупал, в последние годы резко сократил объем закупок и начал вооружение экспортировать. В 2004-2008 годах на Китай пришлось 11% всего импорта вооружений и лишь 2% экспорта. В последние четыре года ситуация изменилась кардинально: Пекин уступил лидерство по импорту вооружений Дели и теперь занимает лишь 5% рынка, зато доля китайского оружия на экспортном рынке возросла с 5 до 6 процентов.
Эксперты начали говорить о «качественном скачке» китайской оборонной промышленности. Ранее Пекин славился массовыми закупками продукции российских предприятий и достаточно посредственными копиями завезенных образцов вооружений.
За многие годы китайские производители научились делать настолько качественные копии российского оружия, что они стали мало чем отличаться от оригиналов, зато стоят намного меньше. Такую технику с большим удовольствием покупают страны с крайне неустойчивой экономикой — из-за их сомнительной платежеспособности они малопривлекательны для крупных игроков, таких как Россия, зато могут служить хорошим рынком сбыта для китайской техники.
Впрочем, китайское оружие попало даже в страны НАТО — в 2013 году Турция закупила китайские ракеты «земля-воздух», предпочла их европейским, американским и российским образцам. Основным же покупателем является правительство Пакистана, на долю этой страны приходится около половины всего экспорта из Поднебесной.
Китай ворвался в десятку лидеров экспортеров вооружений по итогам 2012 года, заняв сразу пятое место, а в прошлом году он поднялся еще на одну строчку вверх. Теперь размер экспорта оружия у Китая уступает лишь аналогичным показателям США, России и Германии. После вхождения Китая в «десятку» из нее оказалась вытеснена Великобритания — страна, которая занимала достойное место в этом рейтинге с 1969 года, то есть с момента первой публикации SIPRI.
Тем более Китай может стать для России опасным конкурентом, что отечественные производители не могут поставлять за рубеж самые интересные для покупателей новейшие образцы вооружения, пока Министерство обороны не удовлетворит свой спрос. С учетом огромной программы перевооружения, которая была принята в прошедшем году, новейшие образцы оружия могут дойти до иностранных государств не слишком скоро.
По расчетам «Рособоронэкспорта», в ближайшие пару лет Россия будет продавать оружия примерно на 13 млрд — а другие экспортеры вряд ли смогут сильно изменить эту цифру. Только после поставок оружия российской армии объем продаж может вырасти на 2-3 млрд долларов.
Как бы то ни было, в ближайшие годы, даже при наращивании экспорта, даже при сокращении рынка, России придется встретиться с новым для себя конкурентом, Китаем, и тут понадобятся и контакты со старыми партнерами, и новые способы управления отраслью.