будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 8, 2025
Хозяйство

Три инструмента экономической политики

Три инструмента экономической политики
trubazmey

Государственной компании "Роснефть" удалось на прошлой неделе завершить сделку по привлечению кредита западных банков на $2 млрд по рекордно низкой ставке – под LIBOR + 0,65%. Пятилетний кредит, т.е. выходящий за срок действия полномочий президента Путина, действительно уникальный – государственный ВТБ размещал евробонды под LIBOR + 0,7%, "Газпрому" давали на покупку Сибнефти под 0,7% и 0,9% к LIBOR (короткие технические кредиты "Газпром" брал и под более низкий процент).

Соглашение, кстати, дало возможность компании требовать у иностранных банкиров скидок к уже взятому пятилетнему кредиту в $3,66 млрд. И несмотря на естественное недовольство банкиров, один из них заявил, что считает требование "Роснефти" оправданным – в преддверии объявленного летом этого года IPO: "После выхода на биржу "Роснефть" будет восприниматься как одна из крупнейших нефтяных компаний в мире. Новые условия кредитования отражают ее будущий статус".

Западным банкирам, конечно, виднее, однако эксперты считают, что в этом году "Роснефть" свое IPO провести не сможет. Просто по техническим причинам – процесс консолидации собственности многочисленных дочек и приобретения ею должной для западных образцов прозрачности займет у компании не меньше года (столько он занимал, к примеру, у ТНК до слияния – покупки с BP).

Важнее другое – длинный кредит по хорошим европейским процентам выдан компании, отягощенной историей с ЮКОСом, компании, прочно связанной с определенными лицами в кремлевской администрации. По всем меркам это означает, что Запад признал и принял новые правила игры, отождествляет государственные компании с государством и готов ради стабильности и энергетической безопасности на многое закрывать глаза.

В этой связи забавно выглядел казус прошедшей недели, когда немецкая инвесткомпания UFG "уронила" акции "Транснефти", опубликовав свое глубокомысленное мнение о том, что российская трубопроводная компания является просто инструментом государства, а не компанией, заботящейся об интересах акционеров. Результатом растиражированного российскими СМИ заявления немецкой компании, работающей на западных рынках с российскими акциями, стало кратковременное падение ее акций почти на 9%.

В самый разгар «дела ЮКОСа», директор Института энергетической стратегии Владимир Милов заметил, что единственным нареканием, которое получат экспортеры нефти, если по трубопроводам потечет кровь, станет запрос о некачественной партии углеводородного сырья. Несмотря на внешнюю броскость заявления эксперта, трудно исключить, что многочисленные заявления Запада о нарушениях прав человека в России были в действительности связаны с опасениями за качество и количество поставляемой нефти.

Чем плоха для Запада нынешняя структура российской собственности и власти, неотделимой от нее? Лишь тем, что российская энергетическая политика обрела некоторую стройность и целеустремленность. В связи с этим уменьшилось пространство для маневра у тех, кто играл на понижение или, наоборот, на повышение, оставляя за бортом производителей (при сложившейся системе нефтяной торговли это возможно).

Конечно, необходимо заметить, что интересы Европы и США по вопросу о стабильности на путях транзита углеводородов в Европу не тождественны – и предстоящий ход событий на Ближнем Востоке, да и на Украине, это, видимо, скоро покажет.

Однако готовность Кремля признать сложившиеся правила большой мировой игры обусловила признание Европой нового расклада в российском ТЭКе. Во всяком случае – до того времени, когда российское руководство не решится начать свою собственную геополитэкономическую игру. Я бы не стал в этой связи преувеличивать значение пекинского протокола "Газпрома" с CNPC, поскольку это была игра китайской стороны (проект был инициирован Китаем) так же, как тремя годами ранее был закрыт (китайцы тогда понадеялись на собственное месторождение в Таримском бассейне).

Пока же Россия обрела, по крылатому выражению Александра III, трех надежных союзников: "Газпром", "Транснефть" и "Роснефть". Или три инструмента. Весь вопрос, как к этому подходить.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).