Федеральные власти готовы к объединению московских аэропортов перед тем, как передать их под управление единой компании. Согласно данным «Коммерсанта», государство присоединит ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово» (ААД) к ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (АГА). Эти две структуры было решено объединить еще в 2001 году, но дело "тормозил" долг в размере 640 миллионов рублей, который накопился у ААД . В случае объединения это сильно портило бы отчетность АГА, по всей видимости, долг ААД будет выплачиваться либо концессионером, либо за счет денег, которые тот будет отдавать в бюджет.
Напомним, что согласно федеральному законодательству операторам аэропортов не принадлежит их инфраструктура — она находится в собственности государства и только сдается в аренду. В зависимости от того, по какой ставке сдаются в аренду взлетно-посадочные полосы, перроны, сигнальное оборудование, стоянки и прочие объекты, администрация аэропорта назначает стоимость своих услуг для авиакомпаний, что, в свою очередь, отражается на цене авиабилетов.
Инфраструктура московского авиационного узла находится в ведении двух ФГУПов. В первую очередь это созданное в 2002 году ФГУП АГА, под управлением которого находится аэропорты «Шереметьево», «Внуково», а также еще десятки объектов по всей стране. Аэропорт «Домодедово» находится под управлением ФГУП ААД, которое еще в 1998 году подписало с ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» договор об аренде имущества на 75 лет.
ФГУП ААД пыталось в судах оспорить контракт с коммерческой фирмой, в результате было заключено соглашение, согласно которому арендная плата за аэропорт должна пересматриваться раз в пять лет «по обоюдному согласию». Еще в 2012 году оператор аэропорта «Домодедово» платил за аренду имущества всего 92 миллиона рублей в год, однако затем ставка была пересмотрена, и сейчас за аренду «Домодедово» ФГУП ААД получает более 410 миллионов рублей в год. Для сравнения, за аренду Шереметьево ФГУП АГА получает 210 миллионов, «Внуково» приносит около 120 миллионов.
При столь немалых доходах от аренды два ФГУПа являются глубоко убыточными предприятиями — федеральное правительство тратит десятки миллиардов рублей для поддержания работоспособности аэропортов и их развития.
За последние 20 лет московские аэропорты развивались как независимые предприятия, и закономерным итогом стало появление конкурентного рынка, на котором каждый аэропорт пытается предложить авиакомпаниям лучшие условия, а пассажирам — наиболее широкую сеть маршрутов. Такая ситуация, по мнению государства, собственника всех трех аэропортов, хоть и позволила значительно улучшить сервис в аэропортах, но ведет к дополнительным затратам бюджета на поддержание и развитие инфраструктуры.
Именно с целью снижения издержек федеральные власти задумали план по объединению всех трех крупнейших столичных аэропортов под управлением одной компании. Предполагается, что у единого оператора будет больше возможностей для привлечения средств для развития аэродромов, чем у каждой из структур по отдельности, а также с большой вероятностью удастся занимать деньги под более низкие проценты.
Достаточно сложные для понимания простых граждан споры на самом деле не так уж и «далеки от народа»: в 2013 году через три крупнейших столичных аэропорта прошли более 70 миллионов пассажиров, это примерно по два полета «туда-обратно» на каждого жителя Московского региона.
Если объединить операторов аэропортов «Внуково» и «Шереметьево» достаточно легко (они оба принадлежат государству), то с «Домодедово» все намного сложнее.
Компания «Международный аэропорт Домодедово», которая управляет аэропортом, принадлежит бизнесмену Дмитрию Каменщику, а он не собирается так просто сдавать созданный им бизнес.
«Домодедово» — первый аэропорт столичного узла, который еще в начале 2000-х годов был реконструирован по всем существующим международным стандартам. Именно тогда «Домодедово» по пассажиропотоку успешно обошел «Шереметьево» и лидирует по этому показателю до сих пор. В 2013 году «Домодедово» обслужил 30,8 миллиона пассажиров, «Шереметьево» 29,3 миллиона, а «Внуково» — всего 11,2 миллиона.
Именно оператор аэропорта «Домодедово» первый попытался выстроить схему бизнеса, которая более всего походила на западную модель, где аэропорты получают только около половины дохода от своей основной деятельности, а остальное — за счет арендной платы и сопутствующих источников дохода.
«Домодедово», однако, помимо постоянных споров с государством из-за 75-летнего договора аренды, «уперся в потолок из-за того, что аэропорт располагает всего лишь двумя взлетно-посадочными полосами.
С одной стороны, оператору аэропорта грех жаловаться — «Домодедово» уже сейчас обладает технически самыми удобными полосами: они находятся достаточно далеко друг от друга, чтобы два самолета могли совершать взлет и посадку. Во «Внуково» две полосы пересекаются, что в принципе исключает их одновременное использование, а в «Шереметьево» полосы находятся слишком близко друг к другу, так что диспетчерам приходится выверять график взлетов и посадок с точностью до секунды.
С другой стороны, 30 миллионов пассажиров в год — хоть и хороший результат, но далек от рекордных 94 миллионов, которые проходят ежегодно через аэропорт в Атланте. Тем более, по прогнозам экспертов, к 2020 году количество пассажиров московского авиаузла может почти удвоиться и достигнуть 130 миллионов в год. Если людей не смогут принять три основных аэропорта, им придется пользоваться более мелкими, которые могут возникнуть на базе бывших военных аэродромов в Подмосковье. Уже обсуждается создание гражданского аэропорта в Жуковском, а Сулейман Керимов еще в 2010 году начал проект по созданию аэропорта для бизнес-авиации в Кубинке при участии ИстЮнион.
Чтобы избежать конкуренции, «Домодедово» нуждается в строительстве третей взлетно-посадочной полосы, но долгое время государство препятствовало продвижению этого проекта. Дело в том, что, согласно закону, третья ВПП должна принадлежать правительству и, соответственно, строиться на государственные деньги и на государственной же земле.
После многих раундов переговоров между оператором «Домодедово» и Росавиацией в начале апреля 2014 года все-таки был объявлен тендер на поиск подрядчика для строительства новой ВПП за 13 миллиардов рублей. Однако планы по передаче трех крупнейших аэропортов столичного авиаузла в концессию могут сильно расстроить собственника ЗАО «Международный аэропорт Домодедово». Имущество, которое арендует эта компания, находится в распоряжении ФГУПа ААД, и Росавиация может его забрать для передачи в концессию, не дожидаясь 2073 года, когда закончится 75-летний договор аренды.