будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Внуково Домодедово Росавиация Шереметьево гражданская авиация
Июнь 13, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Триединство аэропортов

Триединство аэропортов
domodedovo-1
Аэропорт «Домодедово»

Федеральные власти готовы к объединению московских аэропортов перед тем, как передать их под управление единой компании. Согласно данным «Коммерсанта», государство присоединит ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово» (ААД) к ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (АГА). Эти две структуры было решено объединить еще в 2001 году, но дело "тормозил" долг в размере 640 миллионов рублей, который накопился у ААД . В случае объединения это сильно портило бы отчетность АГА, по всей видимости, долг ААД будет выплачиваться либо концессионером, либо за счет денег, которые тот будет отдавать в бюджет.

Напомним, что согласно федеральному законодательству операторам аэропортов не принадлежит их инфраструктура — она находится в собственности государства и только сдается в аренду. В зависимости от того, по какой ставке сдаются в аренду взлетно-посадочные полосы, перроны, сигнальное оборудование, стоянки и прочие объекты, администрация аэропорта назначает стоимость своих услуг для авиакомпаний, что, в свою очередь, отражается на цене авиабилетов. 

Инфраструктура московского авиационного узла находится в ведении двух ФГУПов. В первую очередь это созданное в 2002 году ФГУП АГА, под управлением которого находится аэропорты «Шереметьево», «Внуково», а также еще десятки объектов по всей стране. Аэропорт «Домодедово» находится под управлением ФГУП ААД, которое еще в 1998 году подписало с ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» договор об аренде имущества на 75 лет.

ФГУП ААД пыталось в судах оспорить контракт с коммерческой фирмой, в результате было заключено соглашение, согласно которому арендная плата за аэропорт должна пересматриваться раз в пять лет «по обоюдному согласию». Еще в 2012 году оператор аэропорта «Домодедово» платил за аренду имущества всего 92 миллиона рублей в год, однако затем ставка была пересмотрена, и сейчас за аренду «Домодедово» ФГУП ААД получает более 410 миллионов рублей в год. Для сравнения, за аренду Шереметьево ФГУП АГА получает 210 миллионов, «Внуково» приносит около 120 миллионов.

При столь немалых доходах от аренды два ФГУПа являются глубоко убыточными предприятиями — федеральное правительство тратит десятки миллиардов рублей для поддержания работоспособности аэропортов и их развития.

 
Аэропорт «Домодедово». Фото: domodedovo.ru

За последние 20 лет московские аэропорты развивались как независимые предприятия, и закономерным итогом стало появление конкурентного рынка, на котором каждый аэропорт пытается предложить авиакомпаниям лучшие условия, а пассажирам — наиболее широкую сеть маршрутов. Такая ситуация, по мнению государства, собственника всех трех аэропортов, хоть и позволила значительно улучшить сервис в аэропортах, но ведет к дополнительным затратам бюджета на поддержание и развитие инфраструктуры.

Именно с целью снижения издержек федеральные власти задумали план по объединению всех трех крупнейших столичных аэропортов под управлением одной компании. Предполагается, что у единого оператора будет больше возможностей для привлечения средств для развития аэродромов, чем у каждой из структур по отдельности, а также с большой вероятностью удастся занимать деньги под более низкие проценты.

Достаточно сложные для понимания простых граждан споры на самом деле не так уж и «далеки от народа»: в 2013 году через три крупнейших столичных аэропорта прошли более 70 миллионов пассажиров, это примерно по два полета «туда-обратно» на каждого жителя Московского региона.

Если объединить операторов аэропортов «Внуково» и «Шереметьево» достаточно легко (они оба принадлежат государству), то с «Домодедово» все намного сложнее.

 
Дмитрий Каменщик

Компания «Международный аэропорт Домодедово», которая управляет аэропортом, принадлежит бизнесмену Дмитрию Каменщику, а он не собирается так просто сдавать созданный им бизнес.

«Домодедово» — первый аэропорт столичного узла, который еще в начале 2000-х годов был реконструирован по всем существующим международным стандартам. Именно тогда «Домодедово» по пассажиропотоку успешно обошел «Шереметьево» и лидирует по этому показателю до сих пор. В 2013 году «Домодедово» обслужил 30,8 миллиона пассажиров, «Шереметьево» 29,3 миллиона, а «Внуково» — всего 11,2 миллиона.

Именно оператор аэропорта «Домодедово» первый попытался выстроить схему бизнеса, которая более всего походила на западную модель, где аэропорты получают только около половины дохода от своей основной деятельности, а остальное — за счет арендной платы и сопутствующих источников дохода.

«Домодедово», однако, помимо постоянных споров с государством из-за 75-летнего договора аренды, «уперся в потолок из-за того, что аэропорт располагает всего лишь двумя взлетно-посадочными полосами.

С одной стороны, оператору аэропорта грех жаловаться — «Домодедово» уже сейчас обладает технически самыми удобными полосами: они находятся достаточно далеко друг от друга, чтобы два самолета могли совершать взлет и посадку. Во «Внуково» две полосы пересекаются, что в принципе исключает их одновременное использование, а в «Шереметьево» полосы находятся слишком близко друг к другу, так что диспетчерам приходится выверять график взлетов и посадок с точностью до секунды.

 
Аэропорт «Домодедово». Фото: domodedovo.ru

С другой стороны, 30 миллионов пассажиров в год — хоть и хороший результат, но далек от рекордных 94 миллионов, которые проходят ежегодно через аэропорт в Атланте. Тем более, по прогнозам экспертов, к 2020 году количество пассажиров московского авиаузла может почти удвоиться и достигнуть 130 миллионов в год. Если людей не смогут принять три основных аэропорта, им придется пользоваться более мелкими, которые могут возникнуть на базе бывших военных аэродромов в Подмосковье. Уже обсуждается создание гражданского аэропорта в Жуковском, а Сулейман Керимов еще в 2010 году начал проект по созданию аэропорта для бизнес-авиации в Кубинке при участии ИстЮнион.

Чтобы избежать конкуренции, «Домодедово» нуждается в строительстве третей взлетно-посадочной полосы, но долгое время государство препятствовало продвижению этого проекта. Дело в том, что, согласно закону, третья ВПП должна принадлежать правительству и, соответственно, строиться на государственные деньги и на государственной же земле. 

После многих раундов переговоров между оператором «Домодедово» и Росавиацией в начале апреля 2014 года все-таки был объявлен тендер на поиск подрядчика для строительства новой ВПП за 13 миллиардов рублей. Однако планы по передаче трех крупнейших аэропортов столичного авиаузла в концессию могут сильно расстроить собственника ЗАО «Международный аэропорт Домодедово». Имущество, которое арендует эта компания, находится в распоряжении ФГУПа ААД, и Росавиация может его забрать для передачи в концессию, не дожидаясь 2073 года, когда закончится 75-летний договор аренды.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).