Более чем успешное размещение акций Сбербанка, итоги которого на прошлой неделе подвел его Наблюдательный совет, свидетельствуют о том, что российская банковская система является привлекательным объектом для инвестиций или привлекательным местом для создания новых инвестиционных инструментов, которыми как раз и являются акции банков.
Понятно, что, покупая акции, особенно новой эмиссии, инвестор позволяет банку расширить операции, так как капитал у него увеличивается и есть возможность увеличить кредитование клиентов. Но к таким гигантам, как российский Сбербанк, это правило имеет косвенное отношение. Понятно, что ресурсы, за счет которых кредитуются клиенты, банк формирует не за счет эмиссии акций, а за счет привлечения средств вкладчиков, с которыми у него, в отличие от других банков, особых проблем нет - сказываются привычка, представление о надежности и широта филиальной сети. С учетом этого обстоятельства дополнительная эмиссия акций ему как бы особо и не нужна, и если он пошел на нее, то только по двум обстоятельствам. Во-первых, есть необходимость соответствовать формальным требованиям банковского надзора (соотношение собственного капитала и рисков непогашения ссуд, соотношение собственного капитала и привлеченных средств, соотношение собственного капитала и крупных кредитов), а во-вторых, надо было дать фондовому рынку инструмент, с помощью которого он может развиваться дальше.
О том, что акции Сбербанка - это, прежде всего, инструмент фондового рынка, свидетельствует дивидендная политика. Средства, выплачиваемые им акционерам, всегда были незначительными и не шли ни в какое сравнение с процентами по сберегательным вкладам. То есть, если инвесторы просто хотели бы заработать, получая фиксированный доход, то акции им покупать смысла не было. Но акции разлетелись очень быстро, несмотря на ожидаемые низкие дивиденды, значит, или инвесторы надеются на будущий рост их стоимости, или они были нужны инвесторам в каком-то дополнительном качестве - например, инструмента залога под будущие займы.
Правда, как показало размещение, эти надежды могут оказаться призрачными. Как раз во время финальной стадии этого процесса фондовые рынки залихорадило, и все мировые фондовые индексы обвалились сразу на несколько сотен пунктов, так что результат размещения сразу же оказался под вопросом. А что, если инвесторы, испугавшись обвала, начнут отзывать свои заявки? Или, что еще хуже, решат поспекулировать еще неразмещенными акциями, задерживая отправку заявок на покупку акций, надеясь дождаться от эмитента снижения цены размещения? Это была бы вполне реальная ситуация, так как в середине марта курс акций Сбербанка упал ниже 89 тыс. руб., которые он хотел получить. И продолжись падение на мировых фондовых рынках дальше, еще не известно, как бы все закончилось. Но мировые фондовые индексы выправились, и размещение новой эмиссии закончилось успешно. В ходе размещения было реализовано 2 587 тыс. акций, в результате чего на накопительный счет Сбербанка поступило 230,2 млрд. рублей, которые и увеличили его собственный капитал.
Правда, кроме успокоения мирового фондового рынка, на удачное размещение акций повлиял один внутренний фактор. Дело в том, что основным акционером Сбербанка является Центральный банк РФ, который владеет 64% его обыкновенных акций, что соответствует 12 млн. штук. Дополнительное размещение 2,5 млн. акций по открытой подписке означало, что если она будет полностью реализована среди частных инвесторов, доля Центробанка в акционерном капитале заметно снизится, и он потеряет контроль над самым большим коммерческим банком страны. Насколько мы понимаем ситуацию, потеря контроля над Сбербанком не входила в планы Центрального банка РФ, поэтому он, как старый акционер, воспользовался преимущественным правом на покупку акций из новой эмиссии, приобретя 892 601 акцию на сумму 79,4 млрд. рублей, что сохранило его долю в неприкосновенности.
При этом, к сожалению, Центробанк РФ произвел дополнительную денежную эмиссию, поскольку любое приобретение активов Центральным банком означает выпуск денег в обращение. Эмиссия эта произошла очень некстати, так как внутреннее денежное обращение России и так уже переполнено денежными знаками, а это ничего, кроме дополнительного роста товарных цен не вызывает и вызвать не может. Правда, в последние несколько лет рублевая денежная эмиссия происходила в основном благодаря покупке Центральным банком иностранной валюты в золотовалютный резерв, но вот теперь к этому традиционному источнику денежного изобилия добавилась и такая, прямо скажем, неординарная для нашей экономики вещь, как приобретение акций банка. И эта вещь, наряду с сохранением контроля Центрального банка над Сберегательным банком, повысит на несколько процентов уровень товарных цен в российских магазинах. Но это ведь полная ерунда по сравнению с задачей удержания контроля над основным коммерческим банком страны, не так ли?
Впрочем, всех этих неприятностей можно будет избежать, если Сбербанк не станет пускать полученные средства сразу в дело, а зарезервирует часть вырученной от продажи акций суммы на депозитном счет в Центральном банке - тогда денежный выплеск окажется не очень сильным или его не произойдет вовсе. Нам остается надеяться именно на этот сценарий, иначе сохранение контроля очень дорого обойдется людям, которые вовсе не являются акционерами Сберегательного банка России.
См. также: