будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 14, 2025
Хозяйство

Цирк для овоща

Цирк для овоща
98_01

Рассказывают, что один из нынешних губернаторов во время своей избирательной кампании заявил, что не будет обсуждать содержательную программу «с этим быдлом» (в разговоре со своим штабом, имея в виду избирателя). Вчерашние «Намедни» справедливо поименовали избирателя, на которого рассчитывала власть в прошедших выборах, «овощем».

Цирк, показанный правительством и президентом на пятничной коллегии кабинета министров, был рассчитан на быдло, «овощей», доверчивых западных аналитиков и номенклатуру.

«Овощ» должен был не понять разные тонкости про пенсии и налоги, но понять, что Владимир Владимирович Путин – самый главный начальник, который держит руку на пульсе. Герман Греф удачно подыграл своему президенту: и рост у нас будет не 7%, а 5 (то есть ВВП не удвоится), и бедность сократиться вдвое «года через 3-4». Президент поправил: надо 7% и три года. Решительно бессмысленное циркачество.

Доверчивый западный аналитик должен был с удовольствием отметить «либеральный курс», «снижение налогов» и тому подобное. Он, в отличие от российских граждан, может и не знать, что такое у нас «либералы» и что такое у нас налоги. И вообще-то российский стабилизец в принципе устраивает Запад, потому что всерьез безопасен и никому ни конкуренцией, ни перепадами в подаче сырья в ближайшие годы не грозит.

Номенклатурный деятель должен был понять, кто за кем сидит, стоит, кто и что весит внутри административного рынка. В частности, что Михаил Фрадков пока только набирает номенклатурный вес, а круг пользователей и заказчиков правительства и президента постепенно выкристаллизовывается.

В разных тонкостях про налоги нет ничего сложного, потому что нет ничего.

По поводу так называемой «природной ренты». Уже лет пять изъятие из отрасли постоянно растет. Всего лишь продолжается тенденция. Дополнительные $2 млрд, которые сообщает Алексей Кудрин, он, без сомнения, получит, но радикального увеличения госрасходов все равно не будет, а проблемы развития отрасли это не решит. Законодательство в части налогообложения сырьевых компаний, которое было разработано и принято при участии нефтяных лоббистов, остается принципиально нетронутым. Что подтверждает сугубо меркантильную логику в борьбе против ЮКОСа: новые хозяева нефтянки захотят иметь ровно то же, что и старые.

Здесь могло быть изменено следующее. Во-первых, и самое главное, практика недропользования. Лицензирование и соглашение о разделе продукции – не единственные возможные варианты. Если бы было настоящее желание усилить влияние государства и его политики в использовании общенародных ресурсов, то можно было бы развивать гражданско-правовые инструменты. Не лицензия вообще, а контракт на добычу или на разведку и т.д. Например, нанять «Лукойл» для добычи таких-то месторождений; он бы добыл, получил деньги за работу, нефть отдал хозяину – государству; потом нанять, скажем ТНК, он бы купил нефть у государства и продал на Запад, получил за труд и т.п. Сложно и рискованно, но иначе зачем было огород городить?

Можно было бы развивать и детализировать и лицензионный механизм – варьировать налоговое изъятие в зависимости от задач (стоимости добычи, необходимости разработки месторождений и т.д), как и происходит в развитой и очень сложной системе недропользования, скажем, в Норвегии, что позволило бы направлять усилия и капиталы в соответствии с государственной политикой (которой, правда, нет).

Отсюда, и во-вторых: единую для всех ставку налога на добычу полезных ископаемых, которую лоббировали те компании, у которых месторождения лучше, пока менять не собираются. «Пока» - это, думается, года два, пока американцы не «наведут порядок» на Ближнем Востоке, и цены на нефть не упадут, и все это не потеряет смысл.

Так что российский избиратель был цинично обманут кампанией против олигархов, которые якобы укрывают от народа его достояние. Это достояние будут использовать, как и раньше, просто, возможно, немного другими людьми.

Теперь по поводу снижения единого социального налога. Может, и хорошо, что ставка самого неудобного налога снизится, многим, вероятно, станет немного легче вести бизнес. Только надо отдавать себе отчет, что действие это декоративное, для «доверчивых западных аналитиков».

В России снижение ставки налога и снижения налогов – две большие разницы. В случае отмены налога с продаж (начиная с этого года) эти вещи еще как-то были связаны. И именно поэтому отмена налога с продаж была делом вредным (предсказуемая база, хорошая собираемость).

В первую очередь надо отметить, что будущая 26% ставка ЕСН – это ставка, существующая и сейчас, просто со второго шага регрессии. Всего лишь отменяется первая ставка регрессии 36%, использовавшаяся для очень маленьких зарплат. В бизнесе наметилась тенденция декларировать зарплаты начиная со второго шага регрессии, чем и воспользовалось правительство, чтобы объявить об очередном снижении налогов. Наверняка за этим последует (правильная) политика силового и не очень стимулирования уходя от декларирования слишком маленьких зарплат, что приведет к тому, что бюджет ничего не потеряет. Так что $10 млрд, которых обещает недосчитаться Алексей Кудрин, все равно из бизнеса возьмут, просто у правительства появится лишний финансовый люфт.

Вообще присказка «снижение налогового бремени» совершенно бессмысленна. Частичный уход от основных налогов – это главная бизнес-практика в России (не владеешь - уходи из бизнеса). И правильная постановка задачи - не «снижение налогового бремени», а снижение неналогового бремени и правовое обеспечение легальности и легализации бизнесов и собственности. Чтобы бизнес смог быть чистым перед законом и платить меньше взяток. Рынок взяток по оценкам Георгия Сатарова, не меньше общего объема налогов в стране. Поэтому, когда государство снижает ставки, еще не понятно, как изменится равновесие между бизнесом, взяткополучателем и бюджетом. Система хитрая, и не обязательно снижение ставок налогов приведет к снижению бремени и усилению гарантий собственности. Это предмет отдельной политики, которой нет.

Григорий Гриценко считает, что правительство просто не знает, что делать. Я не согласен. Для меня из президентско-правительственного цирка, из отказа обсуждать настоящие проблемы следует одно. «Амбициозные планы» - это обман, присказка для «овоща». Из правительства в ближайшие год-два сделают бизнес-структуру для организованной раздачи благ в среде высшей номенклатуры и ее политических союзников.

Что умеет делать правительство, что оно научилось за предыдущие четыре года? Верстать бюджет с профицитом. То есть научилось быть удобной кассой. До этого работал административный рынок, где каждый хватал, что мог, а бюджет был весь в дырах. Теперь область действия административного рынка как-то сохранится. Но основная раздача будет централизованной, прямо из бюджета.

Это видно уже в «мелочах», в том как Алексей Кудрин и Герман Греф заранее занижают объем будущей доходной части (один говорит про недостачу 10 млрд из-за снижения ЕСН, другой о не таких больших темпах роста, как предполагалось).

Конечно, работники аппарата и просто доброжелатели будут возражать, что такие обвинения нужно доказывать, а на самом деле у президента и правительства грандиозные планы, они все понимают, только, как щенки Путина, сказать ничего не могут.

Однако политика – это не уголовный кодекс, у политиков нет презумпции невиновности. Более того, политик в глазах журналиста и общества заранее должен быть виновен, если презрительно и демонстративно скрывает свои цели не объясняет своих поступков. Пока они не докажут обратное, и не откроют свои "амбициозные планы", и не объяснят свои цели, я считаю себя вправе думать, что правительство и президент занимаются только раздачей бюджетных денег - на радость врагам и клеветникам России.

Потому что надоел цирк. Потому что «благородным муж – не инструмент» и не овощ. Потому что не хочу, чтобы российских граждан держали за быдло.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).