будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 18, 2025
Хозяйство

Туда, где Макар отката не брал

Туда, где Макар отката не брал
makarevich-972
Андрей Макаревич. Кадр: Youtube/86Lars86

Письмо Макаревича Путину о борьбе с откатами не возымеет действия. Не потому, что Путин не обратит на него внимания, а потому, что откаты сегодня являются органичным для национальной экономики механизмом. А сама структура управления государством препятствует трансформации этой «экономической модели».

Жанр открытых писем и прочих писем всяческой творческой публики очень популярен в России. По какой-то странной традиции люди искусства и просто небезразличные граждане любят просить властителей исправить некую несправедливость, причем не лично или через уполномоченный орган, а обращаясь к широкой публике, хотя адресатом указан именно глава государства или иной большой начальник.

Эффективность таких обращений не слишком велика: чаще всего они просто остаются без ответа. Но вновь и вновь пишут, просят, требуют. Освободить Ходорковского или Pussy Riot (или наоборот — решительно осудить), прогнать неугодного общественности министра, отменить карательные законы.

Накануне с письмом к Путину обратился и известный рок-музыкант Андрей Макаревич. Сделал он это через газету «Московский комсомолец» - то есть, даже если Путин письма лично не увидит, аудитория послания будет в несколько сот тысяч точно. Обеспокоили музыканта, как ни странно, вовсе не какая-то гуманитарная катастрофа, а вещь куда более конкретная — откаты. Вернее даже их размеры. По мнению Макаревича, за последние пять-шесть лет они выросли с 30 процентов до 70, а в одном случае, про который автору письма доподлинно известно, откат и вовсе составил 95 процентов.

Макаревич, надо сказать, в своей оценке не одинок, об ужасающем объеме откатов говорили и чиновники, и бизнесмены. Глава контрольного управления администрации президента Константин Чуйченко полтора года назад оценивал объем распила на госзакупках в триллион рублей из пяти (то есть в 20 процентов) и называл это «консервативной оценкой». А глава Национальной ассоциации инноваций говорила, что на рынке информационных технологий доля отката к 2009-2010 году составила 70 процентов, увеличившись с 30 процентов в 2005-2006 годах. То есть экспертная оценка была ровно такой же, как и у Макаревича.

Откат почти в полную сумму контракта — это, разумеется, полный ужас. Получается ведь, что реально выполненный объем работы стоил в 20 раз меньше, нежели заплатил конечный заказчик. Такая экономика кажется ненормальной и даже обреченной. О каком стабильном развитии можно говорить, если больше половины от суммы условного госконтракта, какого-нибудь инфраструктурного проекта или чего-нибудь супер-инновационного уходит сторонним людям? И какого качества заказчик тогда получает продукт? Ведь исполнитель должен не только откатить, но еще и прибыль заложить, и работу сделать.

На деле в росте процента откатов нет ничего необычного. Во-первых, в российской экономике все-таки, мягко говоря, немаленький госсектор. Во-вторых, в кризис государство осталось практически единственным агентом, у которого имелись свободные средства и, соответственно, возможность заказа неких товаров и услуг. Понятно, что борьба за госконтракт, как минимум, не стала меньше, а конкуренция между потенциальными подрядчиками усилилась. Вот и выросла коррупционная рента.

Чиновники же просят откаты не за просто так, а за оказание услуги: преимущественного доступа к госконтракту. Вырос спрос — выросла и стоимость услуги (предложению-то расти было некуда). Чистая экономика.


Разумеется, с проблемой откатов должно бороться любое уважающее себя правительство, что не хочет довести экономику, а следом и политическую обстановку, до цугундера. Есть, правда, пара серьезных препятствия на этом пути.

Откатная схема является одним из механизмов перераспределения средств в российской экономике,

наряду, скажем, с официальным механизмом взимания налогов и последующего распределения доходов государства в пользу граждан (см. также Откатный способ производства). То есть откаты  выступают не внешним по отношению к государству и национальной экономике явлением, они — часть экономики, параллельный механизм распределения денег. Борьба чиновничества с коррупцией выходит даже не борьбой «пчел против меда», как язвят скептически настроенные граждане, а борьбой «пчел против сот и улья». Странно ожидать, что в такой борьбе можно победить, надо улей перестраивать.

Меж тем сама вертикальная система госуправления, отягощенная местничеством, круговой порукой, запретительно дорогими билетами для входа на любой поделенный рынок и прочими российскими прелестями, сопротивляется трансформации. Вертикальная система бюрократических связей — залог того, что с какого-то этажа госмашины чиновник будет «брать», не опасаясь особо наказания. Ведь гарантией от этого служит лояльность следующему по иерархии начальнику.

В этом плане симптоматично, что Андрей Макаревич обращается к Путину. Конечно, кто же еще может укоротить начальников? Самый большой начальник.

Недостаток этой логики в том, что система чиновной клиентелы сложилась и вполне эффективно функционирует, а иного способа распределения средств, замещающего откаты, в российской экономике пока не видно. Так что обращение Макаревича, даже если Путин воспримет его как руководство к действию, вряд ли поможет борьбе с откатами больше, чем письма прогрессивной общественности в поддержку Ходорковского.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).