будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
экономика
Ноябрь 17, 2025
Хозяйство
Савина Ольга

Творчество как товар. Как развивается креативная экономика в России?

Творчество как товар. Как развивается креативная экономика в России?
nvsl
Витраж на станции метро «Новослободская». Источник: Dennis Jarvis / Flickr

Мировой креативный сектор растет даже во время кризисов. Так, на фоне карантина, когда акции нефтяных компаний падали, стриминговые сервисы взлетели, а продажи видеоигр выросли на 63% в 50 странах мира. Не исключено, что в будущем традиционную сырьевую модель заменит креативная, полагают эксперты. Как развивается креативная экономика в России? И что мешает стране конкурировать с лидерами в этом секторе?

Что такое креативная экономика?

Креативная экономика включает в себя модную индустрию, кинематограф, анимацию, дизайн, рекламные услуги, музыку, художественные промыслы, новые медиа, фестивали, продукты виртуальной и дополненной реальности, компьютерные игры, телевидение, книги и другие отрасли, основанные на интеллектуальной деятельности.

Впервые термин «креативная экономика» был использован в Великобритании в 1998 году, когда Департамент культуры, медиа и спорта обозначил ее развитие в качестве приоритета национальной политики. Однако перспективы развития креативных индустрий интересовали культурологов и историков задолго до его появления. Американский философ и один из авторов концепции постиндустриального общества Элвин Тоффлер еще в 80-х предсказал, что нас «ждет экономика победившего креативного труда». А британский культуролог Чарльз Лэндри в начале 90-х придумал концепцию креативного города, согласно которой, культурные ресурсы являются сырьем, которое приходит на смену нефти, стали и золота.

Средний вклад креативных индустрий в мировой ВВП составляет 6,6%. В развитых странах он достигает 8–12%. Такие данные приводят ученые Ержан Жаров и Олег Патласов в исследовании, посвященном развитию креативных индустрий в России. С каждым годом эти цифры будут увеличиваться.

«Спрос на услуги в области креативной экономики будет расти и дальше, самым «ходовым товаром» сегодня становятся идеи, воображение и творчество», — уверена Мариса Хендерсон, глава программы Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) по креативной экономике.

«Дело в том, что в современных обществах меняется структура потребления — оно становится более культуральным, то есть растет значение художественной и эстетической составляющей в товарах, — пояснил Полит.ру руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной, — через цифровые платформы мы потребляем музыку, фильмы, сериалы, через социальные сети — коммуникацию. Креативные индустрии — это огромный сегмент экономики, за которым будущее».

Объем креативной экономики в России

Сектор креативной экономики в России не достигает и 3% ВВП. Об этом на днях заявила генеральный директор Агентства Стратегических Инициатив Светлана Чупшева.

«Креативная экономика за последние 10 лет в глобальном масштабе выросла в два раза. Если в Великобритании объем креативной индустрии достигает 10%, то в РФ мы пока не дотягиваем до 3%. Это точно точка роста для нас», — рассказала эксперт.

Тем не менее оборот российских креативных индустрий в течение последних четырех лет ежегодно растет: в 2017-м — на 6%, в 2018-м — на 15%, в 2019-м — на 9%. По оценкам Центра стратегических разработок, к 2024 году доля креативной экономики в ВВП страны может достичь 8,5%, а к 2035 году — 10%.

Что тормозит развитие креативных индустрий в России?

«В основах российской государственной культурной политики есть понятие «творческие индустрии», в число которых входит довольно своеобразный набор отраслей, тем не менее мы до сих пор не видели целенаправленных усилий со стороны государства, призванных структурировать и стимулировать креативный сектор экономики», — рассказал Полит.ру профессор НИУ ВШЭ Виталий Куренной.

К примеру, в Южной Корее за продвижение индустрии контента в 2009-2017 годах отвечало специальное правительственное агентство креативного контента KOCCA, что позволило вывести корейские креативные индустрии на международный рынок. Благодаря этому их экспорт составил в 2016 году более 6 млрд долларов.

Необходимость популяризации и поддержки экспорта креативных индустрий очевидна не только экспертам. Так, в июле 2020 года в Москве создано Агентство креативных индустрий, сообщает сайт Правительства Москвы. Новая структура будет заниматься созданием рабочих мест в креативной отрасли и ее продвижением за рубежом.

«Одной из ключевых задач агентства станет формирование позитивного имиджа Москвы как международного центра креативных индустрий, которые имеют серьезный потенциал для роста и увеличения своего вклада в развитие экономики города», — рассказал руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин.

Для развития креативных индустрий большое значение имеет создание инфраструктуры — креативных кластеров и бизнес-инкубаторов, уверен Виталий Куренной.

«Наличие креативных индустрий тесно завязано на креативный класс, а он просто так не появляется, для него нужно создавать особое пространство, инфраструктуру, — пояснил профессор, — кроме того очень важна среда, «креативная масса», например, Кремниевая долина хороша, просто потому что там большая концентрация людей, которые хотят что-то сделать».

«Российский народ очень творческий, но наша креативность располагается в теневом секторе, не созданы условия для того, чтобы она концентрировалась, чтобы творческая составляющая могла капитализироваться, быть видимой для экономики», — добавил профессор.

«Выстаивая государственную политику в сфере креативных индустрий, следует обратить внимание на фундаментальные вещи, связанные со сферой образования, с развитием креативности как важного элемента человеческого капитала, — убежден профессор, — В России большие проблемы в части массового развития креативных компетенций».

О том, что развитие креативной экономики напрямую связано с качеством человеческого капитала, писал еще экономист и автор термина «креативный класс» Ричард Флорида в книге «Креативный класс: люди, которые создают будущее». Эксперт подчеркивал решающую роль креативного класса в экономике и призывает государства развивать его.

«Креативность предполагает определенные типы мышления и характера, которые необходимо культивировать как на индивидуальном уровне, так и в обществе, окружающем человека», пишет экономист.

Важный вопрос для развития креативной экономики — защита авторского права и интеллектуальной собственности, полагает Виталий Куренной, без нее — невозможно нарастить экспорт креативной продукции.

«В России есть очень многих сегментов, для которых этот процесс не отлажен — в частности, художественные промыслы, одно из самых просевших у нас креативных направлений», отметил эксперт.

Кроме того на развитии креативной экономики негативно сказывается слабое развитие малого и среднего бизнеса. Например, в США доля малого бизнеса в этом секторе достигает 50−60%, в Китае — 55%, в Европе — 70%, в Канаде — 90%, а в России только 15−20%.

Среди возможных мер поддержки креативных предпринимателей Ержан Жаров и Олег Патласов в исследовании «Оценка потенциала развития креативного сектора экономики России» называют предоставление налоговых преференций и льготных кредитов, офисных и производственных помещений в аренду по низким ставкам.

Ученые отмечают, что Россия обладает большим, но пока в недостаточной степени реализованным потенциалом развития креативной экономики, тем не менее видят широкие возможности для развития производства в декоративно-прикладном искусстве и народном ремесле, российском кинематографе и анимации.

Савина Ольга
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).