будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 16, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Тяжелая история малого бизнеса

Тяжелая история малого бизнеса
grits_big.bmp

Развитие малого бизнеса, на которое многие возлагали большие надежды с точки зрения создания «рыночной среды», никак не наберет больших оборотов, хотя для этого, казалось бы, есть все основания. Спрос на массу мелких, но полезных вещей не удовлетворен, условия занятости на крупных предприятиях для многих неудобны, возможность реализации личных устремлений в крупных структурах крайне слабая. Поэтому малое или среднее предпринимательство для многих людей – это как раз та самая площадка, где они могут реализоваться с пользой и для себя, и для общества. Но пока этой самореализации не наблюдается: малые и средние предприятия еще не заняли того места в экономике России, которое им по достоинству должно принадлежать. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо немного заглянуть в прошлое, в середину XIX века, потому что в нем можно найти причины слабого развития малого предпринимательства в России. Именно в это время, когда завершился промышленный переворот и окончилось замещение ручного труда машинным, многими экономистами, принадлежавшими к совершенно разным школам, было принято как факт, что крупное производство (фабрика, магазин и фермерское хозяйство) однозначно вытесняет мелкое производство – ремесленную мастерскую, лавку, парцеллу. Вытесняет, потому что только на крупном производстве можно применить паровой двигатель, который приводит в движение рабочее оборудование, производительность которого на порядок, а то и на два порядка превышает производительность оборудования, используемого в ремесленном производстве и приводимого в движение мускульной силой человека или лошади. Малое производство, как тогда считали, проиграло в конкурентной борьбе крупному  производству, проиграло навсегда и поэтому должно сойти со сцены.

Этот «уход со сцены» особенно ярко проявился на территории бывшей Российской Империи, где пришедшие к власти коммунисты считали, что мелкое производство не только проиграло крупному и не только отжило свой век, но и очень опасно для существования социалистического строя, так как именно мелкое товарное производство является той клеточкой, из которой вырастает мощный капиталистический организм. Поэтому с малым производством и торговлей, которые развились во времена НЭПа, боролись не только экономическими методами, но и методами полицейских репрессий. К концу 30-х годов вся частнопредпринимательская деятельность была ликвидирована, а к концу 50-х годов, уже при Хрущеве, ликвидировали и промысловые артели, хотя они выпускали необходимые в быту изделия. Кажется, чуть ли не единственным из малого предпринимательства, что еще отчасти сохранялось в те времена, оказались мастерские по пошиву одежды. Остальные виды предпринимательской деятельности были загнаны в подполье, в сферу так называемого надомничества. Поэтому в 1989 году, когда был принят закон о кооперации, в принципе допускающий создание малых негосударственных предприятий, организовывать их пришлось на пустом месте.

На Западе, несмотря на всякие теории, процесс взаимодействия малого и крупного бизнеса развивался немного по-другому. Хотя львиная доля ремесленных предприятий разорилась еще в первой половине XIX века, не устояв в конкурентной борьбе с крупными заводами и фабриками, часть из них сохранилась и успешно продолжила свою работу. Но для этого им пришлось пересмотреть профиль деятельности и найти себе другую рыночную нишу. Эта ниша отыскалась сама. Как выяснилось, работать и развиваться в условиях жесткой конкуренции с крупными предприятиями можно было только в том случае, если предлагать потребителю товары и услуги, которые эти крупные предприятия не производят в принципе.

Малые предприятия выжили потому, что крупное производство, при всех его достоинствах, обладает одним серьезным недостатком: крупное производство по определению массовое, так как только при производстве массовой стандартной продукции можно получать низкую себестоимость и, соответственно, высокую прибыль. Но массовое производство одинаковой продукции рано или поздно наталкивается на нежелание потребителя все время покупать одни и те же вещи. Ему каждый раз подавай что-нибудь новенькое, а вот с этим у массового производства как раз оказывалось плохо. Постоянно перестраивать производственную программу под меняющиеся вкусы потребителей – дело хлопотное, приводящее к постоянным приостановкам производства и поэтому сводящее на нет преимущества крупного производства перед мелким, вот почему владельцы крупных производств шли на смену ассортимента крайне неохотно.

Ну, а если крупное производство не могло удовлетворить какую-либо потребительскую прихоть, то за дело бралось малое производство, и покрывало покупательский спрос. За другие, конечно, деньги, так как изготовление не имеющей аналогов продукции всегда стоит дорого, но уникальная продукция всегда недешева. Тем более, что и покупали ее представители состоятельных слоев общества, у которых, во-первых, были соответствующие средства, а во-вторых, понимание, что потреблять продукцию массового производства им не очень удобно – не могли же они носить, например, такую же одежду, как и рабочие их предприятий.

Таким образом, произошла сегментация рынка. Изготовление массовой, однородной и дешевой продукции для бедных слоев населения осталось за крупным производством, а выпуск индивидуальной, высококачественной и дорогой продукции для богатых слоев взяло на себя производство мелкое. Да и в самом деле – раз богатые слои населения всегда были малочисленны, значит, и обслуживать их должно было малое производство.

Кроме невозможности быстрой перестройки производственной программы, крупные предприятия обладали еще одним недостатком, который полностью отсутствовал у малых фирм. Если крупное производство работало на рынок, на массовый и поэтому обезличенный спрос, то малое производство работало строго по индивидуальным заказам. Поэтому у малого предприятия в принципе не могло возникнуть ситуации, в которую очень часто попадали крупные – а именно перепроизводства или затоваривания. Не угадав со спросом и произведя в большом количестве оказавшуюся не нужной продукцию, фабрикант разорялся, и вложенный в дело капитал пропадал. А у мелкого производителя, который начинал процесс производства только после получения заказа (вместе с авансом), сбыт был гарантирован, и разорение от перепроизводства ему не грозило. Хотя, конечно, в периоды общих кризисов малые предприятия так же страдали от отсутствия заказов, как и крупные от отсутствия массового сбыта.

Таким образом, найдя свою рыночную нишу и показав более высокую устойчивость к конъюнктурным колебаниям, малые предприятия, несмотря на выводы теоретиков, продолжали существовать и развиваться. Жили они «параллельной жизнью», и с крупными компаниями до поры до времени не пересекались, занимаясь своим сегментом рынка. Но в некоторый момент руководители крупных корпораций поняли, что наличие массы малых предприятий может принести им большие выгоды, если включить эти предприятия в сферу своего хозяйственного влияния. Включить - не в смысле поглотить, а в смысле разместить на них заказы на изготовление отдельных деталей и узлов, производить которые на своих собственных заводах невыгодно.

Сотрудничая таким образом с малыми предприятиями, концерны получали двойной эффект. Во-первых, малые компании были более оперативными и могли быстрее менять ассортимент продукции в зависимости от требований заказчика. А вследствие этого мог быстрее меняться ассортимент и у самой корпорации, хотя для крупных производств, как мы это показали, быстрое и частое обновление считалось практически невозможным. Таким образом, оставаясь крупными по масштабам производства, корпорации стали более гибкими с точки зрения реагирования на меняющийся спрос, и поэтому затоваривание грозило им в гораздо меньшей степени, чем раньше. Во-вторых, себестоимость продукции, выпускаемой на малых фирмах, могла оказываться ниже, чем на крупных, несмотря на отсутствие мощных силовых установок. Достигалось это «гибкой» системой заработной платы, которая могла быть гораздо более низкой, чем на крупных предприятиях, где мощные профсоюзы выдавливали из предпринимателей почти весь прирост прибыли, который они получали за счет использования новой техники, масштабов производства и мощной системы дистрибьюции товаров. Кроме того, малые предприятия могли давать крупным компаниям большие скидки, так как их заказы служили существенным дополнением к доходам фирм, много времени проводящих в ожидании индивидуального покупателя.

Крупным компаниям так понравилось сотрудничать с малыми предприятиями, что некоторое время спустя они сами стали создавать эти малые предприятия, выделяя из состава концернов отдельные производства и отпуская их на «вольные хлеба». Такие «выделенные» фирмы могли теперь продавать свою продукцию кому угодно, но при этом должны были выплачивать «роялти» за использование технических разработок материнской компании, и аренду – за полученное от нее оборудование.

Процесс выделения отдельных производственных единиц из состава крупных концернов наложился на проводимую государством политику создания конкурентной рыночной среды. Крупные концерны разделялись по решению антимонопольных органов на несколько независимых фирм, поэтому самостоятельное разделение, так сказать, по собственной инициативе, государственными органами только приветствовалось.

Но выделением отдельных производств из состава концернов дело не ограничилось. В ходе развития малого предпринимательства выяснилось, что оно может стать испытательной площадкой для многих прорывных технологий. Апробируя эти технологии в небольшом масштабе, крупный бизнес проверял их жизнеспособность и адекватность требованиям рынка. Если технологии проваливались, то убытки все равно были небольшими, а если срабатывали, то малое предприятие тут же накачивалось деньгами и очень быстро превращалось в среднее, а потом и крупное, приносящее своим инвесторам гигантские прибыли. Таким образом, малые предприятия стали специализироваться не только на выпуске уже известной продукции, но и превратились в своего рода бизнес-инкубаторы и инновационные центры одновременно.

Рассмотрев почти весь спектр деятельности малых предприятий, нам теперь остается вернуться к нашей действительности, и посмотреть, где, собственно, может быть использован накопленный опыт их функционирования. Понятно, что кроме хорошо распространенных бытовых услуг малое предпринимательство у нас далеко не продвинулось. В свое время была надежда, что оно сможет взять на себя производство  части продукции, невыгодной для крупных предприятий, но это дело заглохло после того, как заглохли сами крупные предприятия. Правда, теперь крупное производство у нас вроде бы возрождается, но будет ли оно окружать себя шлейфом малых предприятий – это большой вопрос. Сейчас, во всяком случае, деятельность малых фирм, кроме сферы услуг, заметна почти только в пищевой промышленности, предприятия которой от мини-пекарен до мини-коптилен радуют нас широким ассортиментом выпускаемой продукции. Но дальше этого дела, увы, не идут, что неудивительно, если принять во внимание тяжелую историю малого бизнеса в России.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).