Немецкий автомобильный концерн Daimler ждет падения российского рынка из-за конфликта на Украине.
Как говорится в отчете компании за второй квартал 2014 года, продажи автомобилей в России значительно снизились в связи с украинским кризисом и ослаблением экономики, и пока нет признаков прекращения сжатия рынка. По последним оценкам, падение выражается «двузначным числом».
В Daimler полагают, что российский рынок, вероятно, ощутимо сократится, хотя премиальный сегмент должен развиваться лучше, чем рынок в целом.
Возможность эскалации конфликта между Россией и странами Запада, способного развиваться по спирали санкций, Daimler называет одним из главных рисков в мировой экономике в III квартале года, отмечают «Ведомости».
Daimler недавно приостановил переговоры по увеличению доли в «Камазе», где владеет 11% акций. Издание отмечает, что участие в «Камазе» принесло Daimler в первом полугодии 2014 года 2 млн евро убытка против прибыли в 7 млн евро в 2013 году.
Всего во II квартале было продано 126 000 грузовиков, причем наилучший рост показали продажи в Северной Америке (плюс 18%), а наихудший — в Латинской Америке (минус 26%). Разбивку продаж по Восточной Европе компания не приводит, отмечая, что в этом регионе «продажи были ниже, чем за аналогичный период прошлого года, с особенно резким снижением в России».
При этом операционная прибыль от основных операций всего Daimler выросла на 12% во II квартале благодаря новым моделям легковых машин, включая новые C- и S-классы. Прибыль группы до уплаты процентов и налогов выросла до 2,46 млрд евро, оказавшись лучше усредненного прогноза аналитиков на уровне 2,38 млрд евро.
Немецкая компания по-прежнему ожидает существенного повышения выручки в связи с восстановлением автомобильного рынка Европы, а также ростом в США и Китае.
РБК отмечает, что пока прогноз Daimler относительно российского рынка подтверждается результатами продаж. За январь—июнь 2014 года продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России упали на 7,6%, а по итогам 2014 года падение может составить 12%. При этом продажи марки Mercedes-Benz выросли на 11%, до 4520 штук. В прошлом году продажи грузовиков Mercedes-Benz в России сократились на 23% до 3849 штук при росте локального производства на 13,5% до 2609 штук.
Представитель группы ГАЗ отмечает, что спад на рынке коммерческого транспорта начался еще в четвертом квартале 2013 года. Компания также ждет спада по итогам года, но представитель ГАЗа не смог дать точный прогноз, отметив, что многое зависит от макроэкономических факторов и инвестиционной активности компаний.
По данным Росстата, в первом полугодии 2014 года в России было произведено 75 тысяч грузовых машин, при этом производство упало на 21,1%.
По словам экспертов, то, что рынок замедлится, было понятно уже в конце прошлого года. Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов ждет падения в сегментах тяжелых грузовиков и легких коммерческих автомобилей до 15—20% по итогам года, в то время как рынок легковых автомобилей снизится на 10—12%.
Эксперты полагают, что рынок коммерческого транспорта могли бы поддержать новые крупные инфраструктурные проекты, например, строительство объектов чемпионата мира по футболу 2018 года, но в 2014 году это строительство еще не начнется.